АБУЗАРЫЧ, БЕЗНАДЕЖНИК и другие: КАК ВОСХОДИЛО СОлНЦе. Книжка о рождении школ (140)
Год 2013, с мая до ноября. МЫСЛИ О ЗАКРЫТИИ.
Поиск своих учеников начался сразу после выхода Постановления исполкома Казани, с 15 мая, и шел все лето без перерывов. 400 пришедших ребят сдавали экзамены по несколько раз – пересдачи разрешены, но экзамены непростые. Школьники летом начали заниматься исследовательским творчеством под руководством ученых, которых здесь больше, чем детей (Казань – старинный университетский центр). Практически все, кто очень хотел, поступили – около ста человек. Это было трудно, но остались только те, кому это действительно было очень надо. Здесь готовят ни много ни мало — к профессии исследователя во всех областях. Поэтому – Специализированный Олимпиадно- Научный Центр, сокращение по первым буквам — СОлНЦе! И готовят к профессии здесь особых детей — интеллектуально увлеченных. Это категория людей, которой много дано, но недодано малого — умения приспособиться к давлению. Из-за высокой избирательности интересов и вызывающей независимости этих детей обычная школа отторгает. Наша система образования предпочитает исполнять репродуктивную, а не развивающую функцию. Но заучивание, действие по шаблону — самый низкий уровень мыслительных умений. Человеку этого нестерпимо мало. Даже если ему пока 13-15 лет. А вот если бы он попал в такую среду, где все люди незаурядные и все чем-то увлечены, а потому правильно оформленный дневник и тишина на уроке не считаются главной ценностью, то ребенок мог бы самореализоваться и добиться социально значимых, официально признанных результатов в науке, искусстве, в изобретательстве — где угодно. Уровень развития, одаренность, конечно, можно тестировать, измерять, но речь-то о другом. В общепринятой психологической терминологии категорию увлеченных детей раньше никто не выделял. Мотивационная сфера у наших ребят часто бывает совсем не развита: нет никаких интересов и приоритетов. А если интерес есть — к железкам, к радио, совершенно не связанный с учебой, его можно развить и включить в него познавательный мотив, интегрировать их, и это будет не навязанное, а естественное развитие ребенка на основе его природных склонностей. Можно формировать познавательный интерес на базе самых разных сфер увлеченности: вот фанат-мотоциклист, учиться не хочет совершенно… Находим ему родственную душу в мире техники, они вместе начнут решать проблему увеличения скорости мотоцикла — и процесс пошел. (Размышлял вместе с Мариной Косминой, Великобритания)
2 ноября 2013
Учитель Павел Шмаков: В Татарстане свободное развитие детей выжигают каленым железом. РТ, 31.10. 2013, ИА Регнум.
Вахитовский райсуд Казани принял решение прекратить образовательную деятельность МАОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе», учредителем которой является горисполком Казани. Формальным поводом для закрытия инновационной школы, которую возглавляет один из самых известных педагогов в России Павел Шмаков, стало «отсутствие лицензии». В своем интервью-монологе, педагог размышляет о причинах закрытия школы.
«Начну по порядку. В 1996 году вышло Постановление правительства Татарстана об открытии на базе инновационной школы — «Академического колледжа» — интерната для талантливых сельских детей. Тогда против был один человек — мэр Казани Камиль Исхаков. И вот, в 1997 году меня первый раз увольняют с должности директора школы, «Школы года» в России 1993 и 1995, лауреата конкурса «Авторская школа 1996».
Через месяц, после писем из школ России, из российских и международных организаций (в том числе от Хиллари Клинтон), на ситуацию обратил внимание президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Решение об увольнении было отменено. Школе подарили новое здание. Мэру сделали замечание…В 2000 году муниципалитет Казани ликвидировал обе инновационные школы при казанском университете — Экспериментальную школу-лицей и Академический колледж. К этому времени наша школа стала первой в Татарстане федеральной экспериментальной площадкой. Однако это не помогло, как не помогла ни моя голодовка на площади Свободы, длившаяся 21 день, ни письмо с 5000 подписей, которое ученики школы вручили приехавшему в Казань Владимиру Путину. Из двух авторских школ сделали лицей номер 33… Меня снова уволили. Вынужден был уехать сначала из Казани, где оказался не нужен как учитель.
Москва, работаю учителем физики в школе Александра Тубельского. Жил в чужом городе на съемной квартире, а вскоре переехал в Финляндию. В чужой стране, выучив финский, закончив педучилище и университет Хельсинки, пошел работать в школу. Разработал свой метод обучения финских детей, метод забавно-проблемного обучения математике. Так удавалось влюбить всех учеников класса в трудный предмет. Метод был оценен детьми — меня, говорящего по-фински с акцентом, при общем голосовании учеников школы имени Алексиса Киви в городе Хельсинки, выбрали в 2009 году учителем года.
Метод был оценен специалистами и экспертами — я получил в 2011 году грант на преподавание математики в финских школах. О результатах стали писать в финских газетах и журналах, прошла передача по телевидению. Стал вести ежемесячную «забавно-математическую колонку» в детском журнале «Koululainen» («Школьник») и веду ее до сих пор, уже из России. Поступил в докторантуру Университета Хельсинки.
И вот в этот-то момент новый мэр Казани Ильсур Метшин отправляется перенимать передовой зарубежный опыт в Финляндию. Его приводят, по его просьбе, в лучшую (а, по-моему, просто в очень хорошую) финскую школу. Нас знакомят… Летом 2011, по приглашению мэра Казани, согласованному с президентом Татарстана (президентом к этому времени стал Рустам Минниханов — прим. ИА REGNUM), приезжаю работать директором Лицея имени Лобачевского при КФУ — так теперь стала называться школа, из которой нас когда-то выгнали.
Школа, в которой из 600 обучающихся более 240 учеников было принято не по результатам экзаменов, а по уровню достатка или согласно высокому положению их родителей… Тем не менее, школа имела хорошие результаты и высокий престиж, 70-80 ребят имело высокие учебные и олимпиадные успехи.
Через два года школа входит в «Топ25» лучших российских школ и становится лучшей в республике. И одновременно выходит постановление о ликвидации нашей школы! Меня снова увольняют. Из школы делают две. Одну, в престижном здании (стоимость 143 миллиона) и вторую, для теперь нашего Специализированного Олимпиадно-Научного Центра — школы СОлНЦе — в крохотном здании, и стоимостью в 20 раз меньшей.
Учредитель школы СОлНЦе, исполком Казани, не выделил до 1 сентября средств ни на текущий ремонт, ни на зарплату учителям. У нас отключили телефоны… Прокуратура санкционировала проверки Роспотребнадзора и Пожарной инспекции, после чего обратилась в суд. 29 октября суд школу закрыл.
Случайно ли нам дали неотремонтированное здание? Почему детей вынуждают — вместо того, чтобы учиться математике и физике — учиться защищать свою любимую школу, а родителей — писать письма президенту? Грустно и печально видеть, как чиновники от образования толкают детей, родителей, учителей на протестные акции.
Помню свою голодовку 2000 и множество поддерживающих горожан… Почему невозможно решать важные образовательные вопросы цивилизованными методами? Почему школы до сих пор работают в две смены? Почему невозможно заходить в школьные туалеты? Почему в классах более 30 детей? И почему никому во власти это неинтересно, а важно каленым железом выжигать свободное развитие детей, запрещать все законное — но не санкционированное образовательным начальством»…
regnum.ru/news/1726931
7 мая 2025

Комментарии: