Директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков в беседе с «Реальным временем» рассказал, что в специализированном олимпиадно-научном центре приказом директора действует запрет на использование телефонов в школе в учебное время — с 8:30 до 15 часов. При этом телефоны у детей не собираются перед уроками в специальные шкафчики, потому что они могут понадобиться для организации учебного процесса. Если самому учителю необходимо, чтобы на уроках дети воспользовались мобильными телефонами — это без проблем делается. Кроме того, всем 11-классникам разрешается пользоваться телефоном без спросу — им доверяют.
«В 15:15 — пожалуйста, пользуйтесь все. Если хотите позвонить в учебное время — выходите во двор и тоже пользуйтесь. Мы играем с ними в эти игры. Вторая возможность — попросить у учителя позвонить или посмотреть в телефоне нужную книжку. Любой учитель всегда разрешит и скажет — вот тебе 10 минут, пожалуйста, пользуйся, — рассказал Шмаков. — То есть у нас действует не разрешительный, а заявительный порядок. Школьник сообщает, что ему очень надо воспользоваться телефоном». Если же возникают спорные моменты, они решаются на еженедельных линейках совместно учительским составом и учащимися.
По словам Шмакова, телефон — это наркотик сродни сигаретам, алкоголю, кофе и т. д. «Надо понимать, что наркотик — это плохо. К нему привыкаешь, а отвыкнуть очень сложно. У нас есть несколько учеников-телефонных наркоманов. Им очень сложно оторваться от телефона. Но очень важно с ними договариваться. Даже в хороших школах всюду принята административно-командная система, где учитель в положении сверху. Мы принципиально в другом положении — разговариваем и обсуждаем с детьми вместе. У нас даже есть помещение в школе, куда взрослым не разрешено заходить. При этом я знаю, что иногда они сидят там в телефонах. И это предмет для разговора и договоров. Мы с ними по-честному разговариваем, — утверждает директор «СОлНЦа». — И даже интеллектуальная увлеченность не отменяет того, что дети — это дети. Но при этом детей нельзя унижать. Пользование телефоном — это не мат. Это не что-то неприличное. Телефон им нужен, и с ними нужно договариваться о правилах его использования».
Если ребенок с упоением играет в телефон — а это всегда видно, собеседник просит учащегося отдать ему телефон. «Именно прошу, а не заставляю. Он может позвонить родителям и сказать, что не хочет отдавать мне телефон. Но ему проще отдать мне телефон, чем звонить по этому поводу родителям», — говорит Шмаков.
«Иногда на уроках без смартфонов — никуда»
Известный татарстанский педагог, основатель физико-математической школы «Квант», заслуженный учитель РФ Валентина Алексеевна Сочнева убеждена: в старших классах без телефонов никуда. По ее словам, в смартфонах старшеклассников часто бывают закачаны задачники и другие пособия, которых нет в библиотеках.
«У нас нет в достаточном количестве задачников, учебников, которые нужны нам. Да и то, что присылают в библиотеки, зачастую никому не нужно и никуда не годится, — говорит педагог. — Так что иногда на уроках без смартфонов — никуда, мы просто не можем без них обойтись. Задачники у нас такие, каких в библиотеке нет. И в «Кванте» дети обходятся без телефонов — там связи нет, да им и некогда». По словам собеседницы, на ее уроках математики дети только математикой и занимаются и не отвлекаются на смартфоны не по учебным нуждам.
Когда же речь идет об учащихся младших классов — могут действовать другие правила, считает Сочнева. По словам педагога, ее правнук учится в школе в Дербышках и прекрасно обходится без телефона в школе и даже без телевизора дома. «Я иногда удивляюсь: люди едут в транспорте, сунут ребенку в коляске смартфон, и он смотрит мультфильмы. Некоторые, чтобы отвязаться от ребенка, сунут ему телефон и он делает, что хочет», — возмущается она.
Кристина Иванова
Комментарии: