МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару по стратегии школы СОлНЦе на 3-5 лет, 9 февраля

МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару по стратегии школы СОлНЦе на 3-5 лет, 9 февраля, пт, 17 часов, Кави Наджми, 18, к.125. 1. Личный успех ребенка — есть главный успех школы (главная ее цель).
Константин Панин, папа Майи, 6 класс,
«Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или неудачника. Желание хорошо учиться кажется ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонёк, слабый и беззащитный, ребенок несет вам, учителю, с безграничной доверчивостью, и, если вы не замечаете детского желания, значит, вам недоступно волнующее чувство ответственности за настоящее и будущее своих воспитанников. Этот огонёк легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу — резким словом, вызвавшим обиду, или же равнодушием.
Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания.»
В.А.Сухомлинский

2. Основа индивидуальной программы обучения школьников — модульный принцип образования.
Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.

Целью модульной программы является организация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций.

3. Институт наставника — обязательный механизм современного обучения.
Наставничество учителя к ученику – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

«Помните, что самая могучая сила, заставляющая школьника учиться, пробуждающая у него интерес к труду, усидчивость и настойчивость, — вера в себя, чувство уважения к самому себе. До тех пор, пока в детском сердце живет эта сила, Вы — мастер-воспитатель, Вы — человек, которого ребёнок уважает. Но как только угаснет огонек этой ни с кем не сравнимой духовной силы, Вы становитесь бессильным: самые мудрые, самые тонкие средства воздействия на душу ребёнка остаются мертвыми.» В.А.Сухомлинский 

МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару по стратегии школы СОлНЦе на 3-5 лет, 9 февраля, пт, 17 часов, Кави Наджми, 18, к.125.
Рамиль Саитов, папа Джамили (5) и Тимура (6), Размышления о качественном изменении взаимодействия с родителями учеников
В настоящее время школа (в лице директора и отдельных учителей) настойчиво устно и письменно обращается к родителям учеников с запросами о помощи и сотрудничестве. Запрошены и собраны (частично) предложения самих родителей о видах помощи. Предполагается оформить сотрудничество между школой и родителями каждого ученика в виде договоров в свободной форме.
При этом устав школы предусматривает участие родителей:
— в образовательном процессе;
— в воспитательном процессе;
— в управлении школой в форматах Совета учреждения, Родительского комитета, Наблюдательного совета, Общего школьного родительского собрания, классных родительских собраний, Педагогического совета;
— в финансировании и формировании имущества школы;
— в организации круглосуточного пребывания и проживания учеников.
К компетенции Совета учреждения относятся:
— утверждение концепции и программы развития школы;
— принятие решений по другим наиболее общим вопросам, определяющим перспективы жизни школы, не отнесенным к компетенции директора школы.
На сегодня ещё мало родителей в достаточной степени участвуют в жизни школы. По субъективной оценке, из примерно 300 родителей учеников активными являются не более 30, то есть не более 10 %.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предусмотрено, что Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут местом семейного отдыха.
Считаю, что школа «СОлНЦе» должна нацелиться в ближайшие 5 лет качественно изменить взаимодействие с родителями учеников, став для семей учеников (то есть и для детей, и для их родителей) не только образовательным, но и культурно-досуговым центром, а также центром полезной социальной активности.
При этом исхожу из следующих предположений:
1) Ученики школы «СОлНЦе» и их родители – особенные. Их особенности каким-то образом соответствуют особенностям самой школы. Более точное и глубокое понимание, в чем состоит взаимосвязь между особенностями школы и особенностями учеников и родителей, даст ключ к выстраиванию более отзывчивых и гармоничных взаимоотношений.
2) Школа и родители одинаково нуждаются в новых формах сотрудничества, которые будут выходить за рамки традиционных и стереотипных моделей взаимодействия, за рамки потребительской модели поведения. В целом, обе стороны нуждаются в увеличении количества контактов, школа – скорее осознанно, родители – скорее неосознанно. Только взаимно направленный интерес (как естественный, так и специально сформированный) даст школе качественно новые отношения с родителями, что естественным образом выразится в более активной помощи и сотрудничестве.
3) Родители учеников имеют по отношению к школе какие-то личные потребности, независимо от своих детей. Чаще они это не осознают. Тем не менее, они вправе рассчитывать, что школа удовлетворит эти их личные потребности. Школа может и должна заниматься не только детьми (в первую очередь), но и их родителями (во вторую очередь, но не в последнюю очередь).
4) Школа запрашивает помощь и сотрудничество от родителей, но кроме того может и должна сама предложить им помощь и сотрудничество (кроме образовательного процесса их детей). Изначально виды такой помощи и сотрудничества со стороны школы не очевидны, но при вдумчивом изучении системы отношений под новым углом такие виды помощи и сотрудничества будут выявлены.
5) В основном родители удовлетворяют в отношениях со школой потребность в образовании своих детей. Но они также имеют и другие потребности, которые школа может удовлетворить. Например, одна из них – потребность родителей в личной дополнительной социализации. Необходимо выявить эти потребности и дать родителям адекватное предложение для их реализации.
6) Процесс удовлетворения школой имеющихся и – особенно – новых выявленных потребностей родителей потребует организации новых видов деятельности школы, что выразится в разнообразных и множественных контактах, привлечет новые группы интересов, вызовет потребность в новых идеях, новых специалистах и новых ресурсах. Будет происходить своеобразное развитие школы в геометрической прогрессии.
Что можно и нужно делать школе сейчас:
1) Провести социологическое исследование на предмет выявления социального портрета семей учеников, изучения социальных портретов родителей, в том числе обобщить статистику по сферам их занятости, иным социальным группам (предприниматели, руководители, бюджетники, работники сферы образования, здравоохранения, услуг, торговли, работники коммерческих организаций, работники промышленных предприятий и т.п.). Использовать для этого доступные материалы за последние несколько лет.
Если такие исследования уже проводились школой, то осуществить мероприятия по пунктам 4 и 5.
2) Провести сплошной (не выборочный) социологический опрос родителей об их ожиданиях от школы, отдельно – связанных с образованием детей, отдельно – не связанных с образованием детей. В данном случае речь идет именно об ожиданиях, потребностях, но не о предложениях родителей для нужд школы.
3) Запланировать и провести другие необходимые социологические исследования и опросы, на предмет выявления взаимосвязей между особенностями школы и особенностями учеников и родителей.
4) Обобщенные итоги исследований и статистику довести до сведения родительской общественности. Это полезно для самопознания, самоопределения, самоидентификации родителей. Пробуждение родителей будет легче, если они будут лучше понимать себя.
5) Итоги исследований также использовать руководством школы, участниками Семинара и другими заинтересованными специалистами для изучения и выявления потребностей родителей внутри конкретных социальных групп. При необходимости провести социальные опросы уже внутри социальных групп. Обобщенные итоги исследования и статистику также довести до сведения родительской общественности.
6) После выявления потребностей родителей внутри конкретных социальных групп обсудить и сформулировать (в рамках Семинара, органов управления школы) адекватные предложения для реализации потребностей родителей. Вынести предложения школы на обсуждение более широкой родительской общественности. Учесть замечания и предложения родителей. Запланировать и внедрить новые виды деятельности школы, которые призваны удовлетворить потребности родителей (кроме образовательного процесса их детей).
7) Уже сейчас развивать и использовать известные, но не полностью используемые возможности взаимодействия с родителями (предусмотренные как в уставе школы, так и в имеющемся списке предложений родителей о сотрудничестве).
8) Уже сейчас актуализировать или впервые составить необходимые локальные нормативные акты (положения) о порядке деятельности органов управления школы и органов самоуправления школы, в которых участвуют родители. Опубликовать эти положения, ознакомить с ними всех родителей.
9) Уже сейчас обсудить, согласовать (в рамках Семинара, органов управления школы) и внедрить нестандартные или забытые формы взаимодействия с родителями, по аналогии с учениками (доска почета родителей, грамоты, благодарности родителям, обучение для родителей, Посвящение родителей и т.п.).
10) Найти информацию, изучить, обсудить, согласовать (в рамках Семинара, органов управления школы) и внедрить новые формы сотрудничества с родителями, которые применяются в других ведущих школах страны (прежняя «Школа самоопределения № 734 имени А.Н.Тубельского» и другие). При необходимости, предварительно организовать выездные встречи родителей и руководства школы, переписку, консультации с представителями родительской общественности этих школ. В дальнейшем продолжать обмен опытом и консультации с другими школами на предмет сотрудничества с родителями.
11) Обсудить, согласовать (в рамках Семинара, органов управления школы) и внедрить новые, более эффективные формы обратной связи с родителями, в том числе с целью быстрого отслеживания качественных изменений во взаимоотношениях школы и родителей.
12) Через запланированный период (полгода или год) подвести промежуточные итоги взаимодействия с родителями, определить достижения и недостатки, наметить новые мероприятия (в рамках Семинара, органов управления школы).
МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару «Стратегия школы СОлНЦе на 3-5 лет», 9 февраля, пт, 17 часов, Кави Наджми, 18, к.125
Иван ТИХОНОВ, папа Ульяны, 6 класс
Сильная, постоянно развивающаяся школа должна иметь дополнительные источники финансирования, позволяющие ей оплачивать новые проекты, включая дополнительное материальное стимулирование существующих преподавателей и приглашение новых. Для этого школе с помощью родителей необходимо выстраивать систему фандрайзинга следующим образом:

1. Продолжать работу по грантам и развивать грантовую команду.
2. Изучать опыт мощных школьных родительских сообществ (школа Тубельского, 57-я школа, 37-я челябинская и др.)
3. Устанавливать контакты и выстраивать взаимодействие с крупными меценатами-интересантами создания частных школ.
4. Пробовать проектный подход доп финансирования (представитель школы — Учитель или ученик делится регулярно и довольно подробно освещает свой проект, группа родителей целенаправленно занимается сбором средств среди интересантов именно этого проекта (других родителей, путём организации сбора средст на планета ру и других фандрайзинговых ресурсах, через привлечение организаций-партнеров или меценатов из профильных отраслевых компаний).

МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару «Стратегия школы СОлНЦе на 3-5 лет», 9 февраля, пт, 17 часов, Кави Наджми, 18, к.125
Александра Азарова, учитель школы СОлНЦе и мама Динары, 3-4 кл.
ссылка на презентацию
МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару «Стратегия школы СОлНЦе на 3-5 лет», 9 февраля, пт, 17 часов, Кави Наджми, 18, к.125
Леонид Хотинок, поэт, художник, учитель литературы
Несколько концептуальных мыслей о концепции (Январские тезисы)
1. Концепция должна быть комфортной:
а) Для чтения. То есть от нее не должно тошнить, например, в ней недопустимы фразы вроде «повышение успеваемости», «повышение квалификации» и т.п.
б) Для жизни. То есть из школы не должно хотеться убежать ни учащемуся, ни учащему.
2. Необходим принцип «школа – это я» – для школьника, для учителя, для родителя. Сначала, естественно, надо выяснить, что это значит для разных людей – как сам принцип, так и понятие необходимости.
3. Слово «концепция» не должно вводить в заблуждение насчет применимости ее для других школ. Не стоит внутренне ориентироваться на некий всеобщий, всероссийский императив, отклонение от которого якобы ошибочно. Надо иметь дело с тем, что есть и с теми, кто есть или доступен в данном месте в данное время. Так называемая передача опыта – очень поверхностное явление, никакой учитель не сможет передать вам свой опыт, поскольку сам этим опытом и является. Гоголь просил своих друзей присылать ему за границу наблюдения за российской жизнью и злился, что они присылают все не то. Он не понимал, что они не Гоголи.
4. Желательна осознанная двуликость. Лик, обращенный внутрь школы и лик для внешнего комильфо. Это не означает лжи, лицемерия и т.п., наоборот – честно признается, что концепция устраивает не всех, понимается не всеми, и для этих не всех имеется некий понятный облик, не противоречащий внутреннему. Это неизбежный принцип всех живых, что-то создающих, осмысливающих групп – от кружка Пифагора до Макинтоша.
5. Концепции возможны двух типов:
а) Школа – это собрание репетиторов, готовящих детей к экзаменам, олимпиадам и прочим конкурсам. Здесь учителя могут не видеть и не слышать друг друга, они друг другу не нужны, каждый занят своей работой. Такая деятельность мотивирована соответствующими родителями: надо отдать ребенка в хорошую школу, чья хорошесть означает попадание в хороший институт, чья хорошесть означает попадание на хорошую работу, чья хорошесть означает возможность отдать ребенка в хорошую школу. Этот герменевтический круг недоступен моему пониманию.
б) Школа – это коллектив, в котором ребенок за десять лет обнаруживает свои свойства, научается понимать, кто он такой, что ему по плечу и что не нравится. Учителя здесь совершают нечто общее, что трудно определить одним словом. Обучение, воспитание, жизнь в ребенке, – но обучение, воспитание и жизнь с неизвестными заранее параметрами, поскольку дети разные. Во всяком случае, учителя друг другу нужны и друг другом нежно любимы.
Оба варианта могут иметь формально совершенно одинаковую цель – например, поступление в институт. Но в первом случае ребенок как бы выталкивается на орбиту по инерции, за счет разгона, и чем дальше, тем меньше у него шансов свернуть, и потом крутится на этой орбите всю жизнь, даже не зная, хорошо это или плохо. Во втором случае ребенок тоже выходит на орбиту, но, во-первых, неизвестно какой планеты, во-вторых, он как бы космический самолет, т.е. может попасть туда не сразу: он может поработать лаборантом в институте или осветителем в театре, но он все равно поступит, куда ему надо и если ему это надо, потому что он знает себя.
Возможно ли совмещение пунктов а) и б) – я не знаю. Видимо, да, но как – этому и посвящено, наверное, текущее обсуждение.
6. Так как мы не знаем будущего, мы не знаем, чему учить детей, значит, учить их надо наиболее универсальному: как понимать сложное, как понимать простое, как вообще понимать и что с этим делать.
7. Стимулом для учащегося может быть лишь личный пример – существующий или представляемый, например, в прошлом. Если мне (ученику) не нравится Иван Иванович, занимающийся орнитологией, то и я ею заниматься не буду – я же вижу, к чему это приводит.
8. Интеллектуальная увлеченность тождественна научной работе или художественному творчеству. Спорт (олимпиады, шахматы, ЕГЭ и т.п.) – суровая необходимость текущего быта (см. п. 4).
9. Деление на классы чисто номинально. Если семиклассник захочет посетить урок в шестом классе или в десятом, он может это сделать без специального разрешения.
10. Желательны парные уроки. То есть урок ведут два учителя. (Недаром сегодня комментаторы спорта и пр. работают в паре: зрителю интереснее слушать дискуссию, чем монолог) Например, на уроке физики – учитель истории. Он спрашивает – как не очень знакомый с физикой – а дети видят, как задавать вопросы, под каким углом смотреть на проблему. Ну, и из своей науки он может вдруг извлечь нечто соответствующее моменту – что-то подобное физическому принципу или обстоятельства эпохи.
11. Надо посоветоваться со школьниками.
МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару «Стратегия школы СОлНЦе на 3-5 лет», 9 февраля, пт, 17 часов, Кави Наджми, 18, к.125 
Наталья Бородина, учитель итальянского и английского языков, классный (действительно, КЛАССНЫЙ!!) руководитель 5 А
Все, о чем пойдет речь ниже, не имеет никакого смысла в той ситуации хронической усталости, в которой сейчас пребывают наши дети и многие учителя и родители. Сейчас наши дети – это не дети, а машины для выполнения домашних заданий. Они работают как рабы и не отдыхают почти совсем (куда уж до двух третей свободного времени, о которых говорил Ницше). О каких общественно полезных инициативах вообще может идти речь, и о какой осознанности? Рабы не думают о благотворительности. 

Полностью разделяю идею Елены Аюповой о пятидневке. (Какая, кстати, продолжительность учебной недели в Сингапуре?) 

Отменить домашнюю работу совсем (именно работу, а не домашние задания) мне не представляется возможным, так как образование в принципе – это дело индивидуально-личное. Но можно переводить домашнюю работу в плоскость досуга. В моем предмете это сделать не так сложно (просмотр фильмов на языке, чтение книг, песни), в других предметах – MOOC и любой edutainment. Про математику не знаю)). 

ЧТО ЕСТЬ ШКОЛА, В МОЕМ ПОНИМАНИИ 

Для детей: 

Очевидно, не собрание репетиторов-предметников для подготовки к будущей жизни. Это пространство для жизни и самореализации ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Удовольствие, получаемое от интеллектуальной деятельности и творчества, ценные личные связи, свободная дружеская атмосфера, общий образовательный драйв, способствующий формированию учебной субъектности, культуры работы с собственным образованием. (Учителям нужно срочно осваивать тьюторские компетенции http://www.thetutor.ru/o-tyutore/tyutor-eto.html ) 

Для общественности: 

Я утопически верю, что школы нужны не для поступления в университеты, а для того, чтобы делать мир лучше. И можно говорить об этом вслух. Школа должна быть открыта миру/городу. Нужно усиливать связи с общественностью. Быть полезными обществу не в перспективе (когда мы выучим детей, когда они научатся и начнут работать), а прямо сейчас. И таким образом формировать положительный имидж школы. Мы уже сейчас делаем это (Луна — тому пример), и это может быть что угодно, будь то какие-нибудь летние образовательные лужайки в скверах, шевство наших детей над малышами из детских садов, качественные лектории для детей и для взрослых, кинопоказы с умными обсуждениями. 

Опасение: как сделать так, чтобы инициатива исходила изнутри, а не по указанию сверху? Не в форме безличного императива «поел-убери-за-собой», а как естественное следствие любви к школе и к своему городу. 

Для родителей: 

Работа с общественностью – это, в том числе, работа с родителями. Не стоит противопоставлять себя родителям. Нам всем по пути. И не стоит недооценивать родителей. Наверняка, помимо желания «сдать» ребенка в хорошие руки, у наших родителей есть и другие потребности, такие 

как творческая реализация, собственные образовательные запросы, интеллектуальный досуг. Немного педпросвета нам всем не помешает. С родителями можно и нужно говорить о многом. Не вещать сверху, а общаться на равных. Среди наших родителей очень много экспертов в самых разных областях, и им есть чем поделиться. 

О чем лично мне было бы интересно поговорить: про роль родителей в сопровождении образования, про индивидуальные образовательные маршруты, образовательный потенциал городского пространства, путешествий, медиа, про открытое образование, профориентацию, softskills, цифровую грамотность, проектную деятельность. Но и про золотое сечение мне тоже интересно! И о чем угодно. 

Школа должна быть открытым публичным пространством, культурной площадкой для общения! Подобно тому, как хорошие книжные магазины/библиотеки сейчас не просто продают/выдают книги, но пытаются участвовать в культурной жизни города, так и нашей школе нужно вписываться в трендовый edutainment и неформальное life-long образование. 

Школа для учителей: 

Учатся все! Хорошо бы и учителям учиться вместе, а не в одиночку. Хорошо бы обсуждать время от времени, что вообще в образовательном мире делается. (Мягкие навыки? Маршрутизация в образовании? Ресурсное картирование? Перевернутый класс? Избыточная образовательная среда? Цифровая гигиена?) 

Вместе изучать опыт лучших школ. 

Не запираться друг от друга в кабинетах. Не обязательно это должно быть только в виде открытых уроков, в этом есть что-то насильственное, по крайней мере, в том, как обычно в школах это делается. Но, по крайней мере, как то транслировать свой опыт, например в виде постов об особенно удавшихся уроках (положительный имидж школы, опять же). Мы с пятым классом прожили первое полугодие – выпустили газету. А как, и чем живут другие классы, и что делают их классные руководители – это тайна. А хотелось бы узнать и, возможно, тиражировать.

Размышления о новой школе
Аюпова Елена, комментарии мамы Семена Шкуро
Помимо всего сказанного выше о достоинствах школы добавлю, что очень ценным считаю царящий в ней дух демократии, который обеспечивает творческое вовлечение в образовательный процесс и всех родителей: к нашему мнению прислушиваются, нашей помощью дорожат, с нами ведут конструктивный диалог, нас даже на педсовет приглашают! Это, увы, вообще невообразимо в стандартных школах, несмотря на формальное наличие «родительского комитета» (который главным образом собирает деньги на подарки учителям и администрации и на текущий ремонт). Хотелось бы и в нашей «новой» школе (в которую мы хотим плавно перерасти) не растерять этой старой свободы… 
Теперь по существу. Как и многих родителей, меня очень волнует проблема здоровья детей, а значит – проблема питания и учебной нагрузки. А еще здоровье – это психологический климат, радость от учебы. И здесь хочется затронуть вопрос об оценках. Рискну далее высказать немного сумасшедшие идеи… 
Про питание. Когда мой ребенок дома, у него примерно в 11 утра бывает небольшой второй завтрак (если рано встал), а примерно в 14 часов – полноценный обед. Что получается в школе? После 3 урока ему еще совсем не хочется есть полную порцию (хватает салата/йогурта и питья), а после уроков уже вполне хочется, но сразу (!) начинаются кружки, которые иногда идут часов до 6 вечера. Эта ситуация мне кажется не очень удачной. Предлагаю большую перемену сократить минут до 15 (на лёгкий перекус из дома), а после уроков сделать общешкольный обеденный час (хотя бы те же минут 40, например с 14.40 до 15.20). И в это время – ни уроков, ни кружков! Сиеста 😊  Чтоб все сотрудники (особенно те, кто целый день в школе) и ученики успели спокойно пообедать. 
Про нагрузку. Глядя на сына, размечтавшегося о субботнем «классном» дне, я тоже о нём начала мечтать. Говорят, пятидневка эффективнее шестидневки. Охотно верю! По опыту своих юных школьников знаю: самое тяжёлое для детей – делать «домашку» в пятницу вечером и идти на уроки в субботу утром… За неделю они устают, очень, силы на исходе (особенно к концу четверти). Да и по факту субботние уроки часто пропадают из-за школьных мероприятий. Поэтому считаю весьма дельным предложение устроить разгрузочную субботу – яркую, интересную, сплачивающую коллектив, расширяющую культурный кругозор наших ребят (вроде музейного дня в чудесной московской школе!). 
Проблема тут, думаю, одна: втиснуть в пятидневку учебные часы. У многих классов в субботу уроков поменьше. Как их можно было бы распределить по неделе? Во-первых, вполне разумно (соглашусь с сыном) перенести на субботу классный час и линейку. Это как раз те самые общеклассные и общешкольные мероприятия, с которых начинается сплочение коллективов. В субботу больше простора для творчества и интересных встреч. Во-вторых, можно догрузить среду. Сейчас у 5 класса, например, всего 3 урока. Полагаю, нашим деткам не привыкать к такой нагрузке: 5 уроков + 1-2 олимпиадных кружка. 
Наконец, еще 1 ресурс для разгрузки субботы – перевести ряд уроков, не вписывающихся в пятидневку, в разряд выбираемых факультативов (обязательных кружков). С профилями без этого, думаю, не обойтись… Но и без профилей можно. Например, ряд кружков внести в список таких факультативов на выбор и ввести в учебный план 2-3 (?) обязательных факультативных часа: чтоб каждый выбрал их на своё усмотрение, но не из всех кружков, а именно из списка факультативов. Они проходят после обеда, как и другие кружки, но не для «города». Обязательность посещения выбранного кружка придаёт ему статус полноценного урока (только без оценок!), а выборность, факультативность вносит элемент индивидуализации в учебный план. Вполне можно сделать такими факультативами второй иностранный язык (французский, немецкий, итальянский… хоть китайский!), эвристику, программирование, робототехнику, все олимпиадные и будущие «профильные» кружки. Иначе говоря, все кружки можно разделить на 2 типа: такие вот факультативы по выбору (посещение нескольких является обязательным для каждого) и обычные школьные кружки на разные темы для всех желающих (посещаемые исключительно по желанию). При этом формально соблюдается пятидневка 😊 
Про оценки. Отдельно хотелось бы порассуждать об оценках, которые существенно влияют на мотивацию и психологический климат. Очень не хочется, чтобы дети учились под угрозой оценок. Чтобы сознательно «зарабатывали» оценки, нервничали из-за них, боялись совершить ошибку. Как бы мы ни говорили, что «двойка» или «тройка» – это не страшно, на подсознательном уровне эти оценки будут «давить» на психику, отравлять радость познания. Я вообще против оценок, но есть требования сверху, ЕГЭ и пр. Радикально отменить систему оценок в школе вряд ли получится, но задуматься можно. Во многих замечательных школах оценки сводятся к минимуму, и это разумно. Считаю, что текущие оценки вообще не нужны (особенно по таким общеразвивающим предметам, как музыка, технология, ИЗО, физкультура). В промежуточных, тренировочных работах достаточно просто исправлять ошибки, чтобы ученик обратил внимание на свои слабые места. Можно оставить оценки за контрольные работы по пройденным темам (в идеале – вообще недифференцированный зачет!), из которых автоматически выводится четвертная оценка.
Размышления о новой школе 
1. Сейчас мне очень многое в школе нравится. Например: 
а) отсутствие школьной формы; 
б) большой выбор бесплатных кружков; 
в) сайт школы и группа ВКонтакте, где всегда есть новая информация; 
г) возможность многократно сдавать экзамены для поступления; 
д) то, что никого не отчисляют, даже за плохую учёбу; 
е) много интересных общешкольных мероприятий; 
ж) личное участие директора в жизни школы (линейки, походы и т.д.); 
з) добрые взаимоотношения учителей и учеников. 

2. Но кое-что хотелось бы изменить: 
а) эвристику сделать кружком для желающих (сейчас она почти дублирует математику); 
б) отменить рейтинг успеваемости и оценки (вместо этого ввести систему «зачёт/незачёт»); 
в) дать возможность выбора 2-го иностранного языка (я бы ходил на немецкий); 
г) в новом здании хотелось бы иметь горку-трубу со 2-го на 1-й этаж и многофункциональный спортивный комплекс (например, со скалодромом); 
д) ввести 5-дневную учёбу, а в субботу – день классных мероприятий. Все субботние уроки я предлагаю провести на неделе, а вместо них на субботу перенести классный час и линейку (не раньше 3-го урока). После линейки каждый класс устраивает интересное мероприятие. Иногда оно совпадает с общешкольным (посвящение, День матери и т.п.), в остальных случаях – во всех классах своё. Можно сходить вместе в музей, на выставку, в кино, в театр, на каток, съездить на экскурсию, а можно и просто в классе что-нибудь устроить, например праздник, пижамный день или ночёвку.

МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару «Стратегия школы СОлНЦе на 3-5 лет», 9 февраля, пт, 17 часов, Кави Наджми, 18, к.125 
Марина Ахметова — фотохудожник, поэт, создатель авторских кукол, учитель
Размышления о школе. 
В философии гармония — категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы. В эстетике гармония — одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности. По моему глубокому убеждению, наилучшая школа должна быть тем местом, в котором бы происходил гармоничный личный рост человека для его будущего счастья (Промежуточные достижения – такие, как получение профессии, поступление в институт, овладение актуальными навыками, олимпиадные успехи и пр. придут сами, если рост личности будет гармоничным). В таком месте должны быть условия для бережного раскрытия и пестования индивидуальности каждого в единении с остальными. Поскольку любой человек, а ребенок в особенности – тайна, пытающаяся себя разгадать, то школа – это большая кладовая живых тайн. Чтобы тайное становилось явным нужна благоприятная среда, сотканная из любви. А любовь является тайне как уважение к ней и дарование свободы для её раскрытия. Личность растет, познавая мир и себя в оба космоса — вовне и вовнутрь. Для этого ей необходимо ровно дышать – вдох должен сменяться выдохом — время работы временем отдыха, который есть та же работа, просто неявная. Во время отдыха она просто перемещается внутрь, переключается с одних систем на другие, чтобы всё вместе могло эффективно восстанавливаться. Ещё личности нужны возможности для роста в любых направлениях. Не обязательно он будет равномерным. Скорее одни части будут опережать другие, потом меняться местами, однако возможность развиваться должна быть у всех. Я имею в виду физическую, эмоциональную, ментальную и духовную сферы. Каждая их них имеет сложную структуру. Одного интеллекта выделяют восемь типов, каждый из которых присутствует в каждом, а доминирующий может меняться. Темпераментов известно четыре и они тоже перемешаны. Духовная сфера – вообще явление слабо изученное и трудноопределимое, но при этом самое важное. Как всю эту совокупность гармонично развивать – задача столь же интересная, сколь большая. Ясно, что индивидуальный рост каждого отдельного ребенка в большой группе должен согласовываться с остальными и с целым. Должен не мешать, а помогать росту соседей. Т.е. школа в идеале – хор, а не хаос звуков. Что может служить камертоном для этого хора? Полагаю, гуманистические ценности, а также понимание мира, как грандиозного организма, плоть от плоти которого каждый человек, креветка, дерево, звезда… . Получается, в школе должна быть пища для тела и ума, духа и души. И должно быть время на её переваривание – досуг. Сам же процесс обучения должен происходить как постепенный переход от скармливания знаний с ложечки на самостоятельное питание. Чтобы школьник научился сам держать ложку, надо поддерживать его проактивность – желание самому искать ответы. Что может быть интереснее и естественнее для ребенка, чем искать, и почему в школе он зачастую перестает это делать? Почему поиск в направлениях школьных дисциплин становится дискомфортным? Куда пропадает азарт и желание действовать? В какой момент начинается сползание в болото пассивности, угасание интереса? Когда начинается несовпадение в понимании направлений поиска детей и взрослых? Слишком много вопросов, на которые хочется найти ответ и на которые нужно найти ответ, чтобы сделать хорошую школу. Мне ясно одно. Учителя-проводники и дети должны быть соучастниками поисков, понимать и доверять друг другу, учиться друг у друга и расти вместе. Для этого нужно разное. Время, место, знания, обмен опытом, неформальное общение, взаимный интерес и открытость – современные 

дети интуитивно ведут поиск в нужном будущему направлении и могут сами многому научить учителей. Необходимы и материальные ресурсы. Где их взять? Ещё один важный вопрос. 

Если все вышесказанное подытожить, перевести в практическую область и добавить к своим фантазиям фантазии детей, то получается следующая картина возможных направлений движения. 1. Персонализация обучения — создание индивидуальных траекторий, система тьюторства, возможность у школьников посещать любые предметы независимо от возраста, психологический ликбез для преподавателей. 2. Провоцирование познавательной активности — использование игровых, проектных, виртуальных, интерактивных и других нескучных способов познания. Возможность школьникам проводить уроки; возможность общения с крупными учеными и специалистами; увеличение доли экспериментов в обучении; игра на музыкальных инструментах для всех; модернизация школьных программ (увеличение доли современной и зарубежной литературы, современные методы и разделы математики, программирования, физики (хотя бы в научно-популярном варианте) и т.д.) 3. Возможности для самопознания — изучение психологии, участие в театральных постановках, творческие клубы и кружки, походы на природу и в музеи, поездки, тренинги, библиотека, в которой можно остаться наедине с книгой или другим источником, психологическая помощь. 4. Синтетический подход к обучению — ведение уроков двумя или более учителями разных специальностей или изучение на разных уроках одного и того же явления, изучение философии, языкового разнообразия культуры — особенности и принципы существующих естественных и искусственных языков, сравнение языков науки и искусства и т.д. 5. Провоцирование социальной активности – участие школьников в принятии решений и регулировании спорных ситуаций (создание школьного и родительского совета, устава или конституции школы, возможность референдумов по важным вопросам и пр.), банк идей и предложений, школьные СМИ, межшкольная и международная коммуникация. 6. Гуманизация обучения (смещение акцентов/объемов изучаемого материала в сторону литературы, МХК, этики, волонтерские программы внутри школы – помощь школьников другим школьникам или другое, но не спущенное сверху, а подсказанное жизнью, система поощрений за достижения) 7. Возможности для полноценного отдыха и физической разрядки в самой школе — зона отдыха, включающая активную и пассивную подзоны, спортивная зона, кафетерий, отказ от домашних заданий и спаренные уроки или домашнее задание на период, больший, чем от урока к уроку там, где это возможно. 8. Возможности для тренировки умений будущего – быстрый интернет, спецкурсы, дополнительные языки, обмен школьниками, участие в фестивалях искусств, коллективные проекты, удобный доступ к информации, международные поездки, оснащенные классы, мастерские и студии, соответствующая материальная база. 9. Создание педагогической команды единомышленников – наличие учительской, зоны отдыха, корпоративный досуг, система поощрений, доступный интернет и оснащение кабинетов всем необходимым, достойная зарплата, возможность профессионального роста. 10. ……….. Каков горизонт возможностей школы и что в себя вмещает их палитра? Наверняка у вас много идей и дополнений. Школа, как человек. Чтобы хотелось проводить с ним время, пусть он будет умным, добрым, весёлым, надёжным и неожиданным.

МЫСЛИ О БУДУЩЕМ ШКОЛЫ: ко 2-му семинару «Стратегия школы СОлНЦе на 3-5 лет», 9 февраля, пт, 17 часов, Кави Наджми, 18, к.125
Алексей Арефьев, учитель математики
— набор в школу со 1ого класса на бюджетной форме
— расширить диапазон набора детей в школу. Набор учащихся по России. Рыбалка на Ломоносовых в деревнях
— с 11-12 летнего возраста ‘блочная’ система обучения, ориентированная на самообразование. Изменение роли учителя на тьютора
— стать пилотными проектом по внедрению виртуальных технологий
С 16-17 летнего возраста активизировав стимулировать использование всего мозга для развития внутренних индивидуальных способностей ребенка
— организация школьной оранжереи
ШКОЛКОВО: РАЗМЫШЛЕНИЯ о ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ
Во время этой поездки в Москву мы побывали в нескольких частных и государственных школах. Возможно, СОЗДАНИЕ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ, дружественной нашему СОлНЦу, станет следующим нашим шагом на пути развития, на пути к свободе. Дружба с СОлНЦем, а не частная школа вместо школы СОлНЦе. Школа СОлНЦе, школа для интеллектуально увлеченных — наша жемчужина. И мы продолжаем движение, не отказываясь от достигнутого. Возможно, поначалу это движение к свободной школе будет выглядеть как частные образовательные кружки. Может быть, на этом пути мы придем к созданию детского садика. Сегмент частного образования нами еще не изучен, мы готовы двигаться в этом направлении. Мы начинаем разрабатывать концепцию ШКОЛКОВО: ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ.
МЫСЛИ О БУДУЩЕМ: после 2-го семинара 9.2. перед 3-м семинаром по стратегии развития школы СОлНЦе.
Алла Павлова, мама Ани Петровой, 10 кл. и Егора (2016)
Каким мы бы хотели видеть человека на выходе из школы СОлНЦе?
Какими качествами он должен обладать, чтобы быть счастливым, успешным и реализованным? Какой должна быть для этого школа?
На развитие чего стоило бы сделать акцент?

Важно развитие таких качеств личности как самоуважение, мотивация, уверенность в своих силах, развитие своих способностей с целью сделать мир лучше;
формирование таких жизненных навыков как творческий подход к решению проблем, планирование собственной жизни и карьеры, экономические навыки, умение решать конфликты, управлять своим обучением и жизнью.
Важно использовать при этом эффективные методики обучения, развитие памяти, внимания, концентрации.

В школе должна быть психологически комфортная атмосфера, позволяющая полностью раскрыть свои способности с опорой на творчество, природное любопытство и интерес.

Можно взять лучшее из других школ, то, что хотелось бы применить в нашей школе, Очень интересная система обучения в школах «7 ключей» города Челябинска и школе Рустама Курбатова.
Их философия — «нескучная школа». Это школа, куда утром ребенок идет с радостью и откуда вечером возвращается в хорошем настроении, а днем работает: напряженно и с интересом. Школа создается, чтобы ответить на вопрос: как, опираясь на интерес ребенка и его личную свободу, дать более широкое и глубокое образование.
Обучение проходит как система «Интересных дел», которые может предлагать как учитель, так и сами учащиеся. Ученики могут на уроке говорить, читать, писать, работать за компьютером, ходить по классу, решать задания на карточках, рисовать газеты, одним словом, работать. Ученик не просто «проходит материал» — он делает Интересные Дела: подготовка доклада, издание журнала, съемка фильма, много опытов, экспериментов.

В школе нет деления детей на сильных, средних и слабых, реализуется индивидуальный подход к образованию каждого ребенка. Существует индивидуальный учебный план для каждого ученика в виде маршрутного листа, плюс маршрутный лист для всего класса.
Безотметочное оценивание в процессе учебных занятий, развернутая самооценка и оценка работы другими. Итоговая аттестация в виде тестов и контрольных работ с применением отметок.

Такое обучение поможет снизить стресс у детей, страх совершить ошибку (ошибка не плохая отметка, а неправильное направление мысли, которое надо исправить, она не пугает, а помогает найти правильный путь), не даст угаснуть интересу к обучению, который обычно заметно падает к средней школе.

Учебный процесс в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. Большая часть учащихся к моменту окончания школы имеет различные проблемы со здоровьем. Стоит продумать моменты среды, которые позволяли бы сохранить здоровье на том уровне, с которым ребенок приходит в школу, а в идеале улучшить его. Этому могут помочь детская площадка на территории школы, где дети во время большой перемены могли бы играть в подвижные игры, гулять, уроки физкультуры не в виде сдачи нормативов, а в виде подвижных игр, командных игр (волейбол, пионербол, футбол…), тренажерный зал. Хореография как средство развить не только грацию детей, но и возможность сохранить правильную осанку и предотвратить проблемы с позвоночником, которые часто сопутствуют школьному обучению.
Необходимо прививать любовь к здоровому образу жизни, стимулировать к движению, проведение школьных спартакиад, командных игровых турниров (между классами, параллелями, родителями, детьми и родителями), праздники типа сабантуев с подвижными соревнованиями, танцевальные конкурсы (общие классами), праздники, балы разных эпох с историческими танцами, рыцарские турниры.

Создание крытой детской площадки со скалодромом, канатами, лесенками, тренажерами для подвижной деятельности, качелями (для выброса энергии активных школьников).

Уголок тишины, комната разгрузки с креслами-мешками, ковриками и диванами – полежать, помолчать, отдохнуть, почитать (для восстановления уставших от шума и общения учащихся).

Психологическая помощь анонимно и постоянно наличествующая, чтобы в любой момент ребенок мог пойти посоветоваться и получить помощь в любой ситуации, даже выходящей за рамки обычного поведения, не опасаясь гласности и насмешек. Тьюторство и наставничество, куратор (для которого школьник просто ребенок) + учитель (для которого школьник в первую очередь учащийся) в начальной школе.

Важен осязаемый результат своего труда, который могут видеть дети, понять что они делают и увидеть для чего. Например, обучение русскому языку в виде переписки (с учениками другого класса, с вымышленными персонажами, с реальными друзьями по переписке), написания статей, сказок, заметок в газету с получением в результате альманаха или газеты со статьями всех учащихся, которые они могут подержать в руках и показать близким. Чтение с инсценировкой после прочтения произведения, которую можно показать другим классам, родителям, друзьям. В процессе подготовки развивается память — выучить роль наизусть без давления, так как это интересно ( в отличие от заучивания одного стихотворения и рассказа его всеми по очереди на уроке), умение выразительно читать текст, так как иначе не получится спектакль, понять и выразить характер и поведение своего персонажа (анализ литературного произведения и героя, эмоциональный интеллект), творческие способности (изготовление декораций, костюмов), умение выступать перед аудиторией.

Библиотека как литературный центр школы.

Здесь можно проводить тематические выставки (изо, литературоведческие, книжные, приуроченные к памятным событиям).
Иллюстрирование книг и произведений классиков (например, стихотворений), создание объемных 3д иллюстраций, библиотечка самодельной литературы, создание диафильмов, видеофильмов по книгам (как по классической литературе, так и по любимым детским произведениям). Хранение таких творческих работ в отдельном стеллаже с использованием их при обсуждении и изучении в программе школы (работы школьников приобретают смысл для них, имеют осязаемый результат).
Часто трудно идет чтение классической литературы у школьников, возможно имеет смысл чтение классики вслух (либо аудиоверсия произведения) и ее обсуждение (в неформальной обстановке, например под рукоделие или какое-то занятие, занимающее руки, но оставляющее доступным слух и мозг)
Вечера стихов и песен под гитару (например, тематические вечера, посвященные определенным авторам).
Чтение детям малышам от старшеклассников, постановки спектаклей (кукольных, обычных, теневой театр)

Школьная газета.

Возможно проведение конкурсов (или просто тематических подборок) фотографий и рисунков как часть изо (работы можно засчитывать например как сданные в рамках изучения предмета);
Статьи, эссе, засчитываемые как сочинения по литературе или по иностранному языку (если они на отличном от русского языке);
Конкурс стихов (приуроченных к праздникам или тематически подобранных);
Кроссворды по предметам с призами и возможностью засчитать их как часть предмета (если они достаточно научны);
Квест в течение года (с заданием в каждом номере), с окончанием в июне и под новый год, подготавливающий школу в итоге к окончанию учебного года и к новогодним праздникам.
Тематические выпуски — мои питомцы, моя любимая книга, мой любимый учитель (к дню учителя), наши мечты (можно использовать эти сведения в дальнейшем для игры «Тайный друг»), девочки для мальчиков (23 февр.) и мальчики для девочек (8 марта), сказочный номер, номер только из ребусов и задач, только из эссе, на определенном языке, из зашифрованных и закодированных текстов (где сначала надо понять шифр и только потом прочитать материал), интервью на необычные темы…(список бесконечен)

Учеба
Проектная деятельность в разновозрастных группах.
Создание маршрутных листов как индивидуальных, так и общих для класса, возможно для всей школы.
Применение системы карточек по математике (разных уровней сложности), дающих возможность каждому в своем темпе углубляться на любой уровень изучаемой темы (базовый уровень карточек по всем темам должен быть освоен каждым).
Математические игры, турниры, квесты для классов, параллелей и школы в целом.
В начальной школе возможно использование квестов для закрепления пройденного материала в игровой форме.

История как изучение ближайшей истории на примере своей семьи (составление генеалогического древа, летописи семьи, созданной по воспоминаниям родных и близких, история рядом (как жили наши дедушки и бабушки, где работали, как одевались, как выглядели их школы, в какие игры играли дети…)
Изучение стран и исторических эпох в виде погружения , когда вся школа живет некоторое время в другом времени, другой одежде, соответственно историческим и культурным ценностям этого времени.

Презентации в начальной школе в виде лэпбуков, которые дети сами делают, сопровождая изучаемую тему, с минимальной помощью родителей, а не родители за них.

Развитие искусства и ремесел, частично сами оформляем классы и школу (вяжем пледы и покрывала, шьем занавески, ткем коврики…столярная мастерская- полки, шкафчики, мебель..)
Обучение школьников шитью, вязанию, вышиванию, ремеслам, кулинарии с возможностью устройства ярмарок собственной продукции – мы производим то, что нужно другим – (видимый смысл обучения).
Благотворительные ярмарки — помощь своим трудом.
Развитие волонтерства, поиск возможностей сделать мир лучше (например, проект Хурма…), открытки в дом престарелых, переписка, письма бабушкам (в том числе и своим).
Конструирование, робототехника, настольные обучающие игры по предметам, самодельные в том числе, квесты предметные и тематические (старшие могут придумывать их для младших и наоборот ).
Сотрудничество школы с музеями (исторический, изобразительного искусства, Эрмитаж), посещение выставок, театров, фестивалей, отслеживание интересных событий, премьер…
Интересные люди в школе и вокруг нее

Аккредитация школы за рубежом, с возможностью обмена школьниками и признания аттестата школы учебными заведениями за пределами России.