Лейсан Гараева: Многие педагоги уверены, что позиция директоров школ играет важную роль в сохранении татарского языка. К примеру, казанская школа «Солнце» стала одним из бастионов сопротивления новой языковой политике. Учитель татарского языка с 20-летним стажем Лейсан Гараева рассказала, что их школу изменения пока не затронули. 

— Сколько у нас учителей работало — столько и осталось. Работы у меня меньше не стало, спрос есть. У нас даже надбавки немного возросли — таким образом нас поддержали в сложной ситуации. В результате мы абсолютно не почувствовали того, что пришлось пережить другим учителям — переквалификацию, смену предмета, а некоторым предлагали даже дворниками работать, — сказала Лейсан Фаритовна. 

Директор школы Павел Шмаков ведёт затяжную борьбу за татарский язык в судах. Он уверен, что переквалификация — плохая альтернатива, ведь учителей никто не спрашивает, чего они сами хотят, чем хотят заниматься. Директор «Солнца» рассказал «Idel.Реалии», как школе удаётся сохранять преподавание татарского на прежнем уровне и защищать интересы учителей. 

— Сначала мы подали в суд и в ходе этих тяжб вообще ничего не меняли. У нас и раньше были хорошие программы по татарскому, а тут мы резко усилили коммуникативные методики — стало много мультиков, много танцев, песен, походов в музеи. Были, конечно, некоторые родители, которые запрещали своим детям ходить на татарский, в результате большая часть детей смотрели мультики, а пара человек сидели снаружи. Разумеется, через некоторое время дети вернулись в классы, ведь счастье детей для родителей важнее их собственных взглядов, — говорит Шмаков. 

В текущем учебном году часть обязательных уроков в школе «Солнце» заменили на кружковые с применением новых интересных методик, уговорили практически всех школьников посещать эти кружки. На одной неделе в марте вся школа отмечала русскую масленицу, на следующей — татарский Навруз. 

— Мы договорились с учителями о том, что если ребёнок посещает уроки татарского и хоть что-то делает, то у него не должно быть даже троек, — продолжает директор школы. — Думаю, что в этот сложный период такой временный приём необходим. Ведь важно не только дать детям знания, но и научить их принимать иную культуру. Количество часов татарского языка в школе официально немного уменьшилось, но у нас появилось много татарских кружков в середине дня. 

Лейсан Гараева рассказывает, что в начале 90-ых годов она, уроженка Казани, сознательно приняла решение пойти учиться на факультет татарской филологии, посвятить себя преподаванию татарского языка. Тогда на волне политики национального возрождения был приток городской молодежи на факультет татарской филологии и восточных языков. По её словам, студенты и преподаватели тогда были воодушевлены, а выдающаяся Флера Сафиуллина именно в то время возрождала разработку методик преподавания татарского для русскоязычных учеников. 

— В своей жизни я пережила как тот подъём, так и нынешний спад, крушение надежд. Это был сильный удар по всем нам, по татарской интеллигенции в целом. Особенно когда даже некоторые татары говорили: ну и ладно, нам же проще. Наверное, это должно было произойти, чтобы мы увидели настоящую ситуацию. Может быть, такое уж свойство у нашего народа — приспосабливаться, отставляя назад свои приоритеты. Но до такого кризиса нельзя было доводить, — уверена Лейсан Фаритовна.