Прочитал я коротенькое эссе Леонида Михайловича Хотинка, которого я не только уважаю, но и нежно люблю: ЛМ – удивительно талантливый и светлый человек. Не стесняюсь говорить слово “люблю” в данном контексте. Бога люблю. Маму свою люблю сумасшедше. Детей люблю и своих собственных, и школьников СОлНЦа, да и вообще люблю их, маленьких. Люблю женщин. Сейчас – одну особенно светло, но были и иные времена… Так вот, люблю еще я думать. А вот когда меня спрашивают, люблю ли я картошку или гречку – отвечаю, что гречка мне нравится. А люблю я… (читайте выше, кого я люблю). 

Не соглашусь я с ЛМ. Занимаясь научной деятельностью, собирают факты, их постоянно обновляют и систематизируют, критически анализируют и осуществляют, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений… Это я по-умному начал говорить. Но, кроме этого, о научной деятельности можно говорить и по-другому. Вспомним: ” Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…” И про науку так же. Мне вот интересен юмор в математике. Я серьезно занимался этим в Финляндии, ездил на научные – да, ЛМ, на самые настоящие научные конференции и научные школы в Данию, Германию, Францию, Исландию, да и еще много куда. Для скептиков – прилагаю один из моих научных докладов (Лион, Франция). А ведь к изучению юмора также можно отнестись ”с юмором”. Занимался этим я несколько лет, опубликовал пару десятков статей в разных журналах … 

Да вот мэр Казани начал меня уговаривать вернуться на родину, обещал златые горы. Потом передал приглашение и от Президента. И теперь я строю нашу нешколу СОлНЦе. Люблю ее очень И мне хочется, чтобы дети наши любили думать. Решать задачки. Заниматься исследовательским творчеством. И приходить к настоящей научной работе еще в школе. Как Женя Костина (Общие свойства многоугольников в пространствах постоянной кривизны). Как Настя Двоеглазова, работающая вместе с моим другом из Дании, доктором биологии Михаилом Павельевым. Как Александр Куриненко (Микробиологический анализ воздуха в школьном помещении). А написано все это постольку, поскольку и дальше собираюсь предлагать нашим деткам заниматься научно-исследовательским творчеством. И верю, что ”Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать”! 

— Л. М. Хотинок: “Надеюсь, ничьи научные чувства не будут оскорблены моим дилетантским вопросом. Что в этих темах научного? Они исследовательские – да, конечно. Технологические Исследовательские Работы: медицинские, кулинарные и т.п. На мой непросвещенный взгляд, научными были бы, например, такие вариации: «Судьба наночастиц в природе» или «Как появились культурные разновидности пшеницы». Вот в школу принимают по-честному, это понятно и великолепно. Хотелось бы такой же понятности и великолепности в определении научности. Пока же то, чем занимаются школьники под видом НИР – нечто секондхэндное, в лучшем случае прикладное, бытовое, уныло-насущное. Впрочем, со словом «наука» я познакомился сравнительно недавно, поэтому еще раз страшно извиняюсь за дерзкое вторжение в кандидатские эмпиреи”.