ДРУЗЬЯ татарского языка! ДРУЗЬЯ школы «СОлНЦе»!
Как мы и обещали, нами подготовлен к подаче иск в Верховный Суд России о признании частично недействующими пунктов ФГОС, в которых отсутствует указание на государственные языки республик РФ, как на обязательные учебные предметы. Предлагаем вам ознакомиться с этим иском и до 10 июня 2018 г. высказать свои комментарии и предложения. Мы готовы дополнять текст, если будут толковые идеи. Иск отправится в Верховный Суд России 11 июня 2018 г. От нескольких юристов поступили предложения присоединиться к помощи школе «СОлНЦе» по этому делу.

Благодарим всех за поддержку! ЗУР РАХМАТ!»

В Верховный Суд Российской Федерации
121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15

от административного истца –
Шмаков Павел Анатольевич,
директор МАОУ СОШИ «СОлНЦе»,
18 декабря 1957 года рождения,
высшее юридическое образование отсутствует,
место жительства:
г. Казань, ул. Хасана Туфана, д. .., кв.
телефон: …

административный ответчик –
Министерство образования и науки
Российской Федерации
125993, г. Москва, ул. Тверская, д. 11 ГСП-3
тел: +7 (495) 539 55 19
эл. почта: info@mon.gov.ru

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании частично не действующими нормативных правовых актов
федерального органа исполнительной власти

Я, Шмаков Павел Анатольевич, директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения для детей, проявивших выдающиеся способности «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» Вахитовского района г. Казани (сокращенное наименование – МАОУ СОШИ «СОлНЦе») подаю настоящее административное исковое заявление о признании частично не действующими Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС), утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 г., 2010 г. и 2012 г. (в части неуказания на государственные языки республик Российской Федерации среди обязательных предметных областей и учебных предметов). Эти нормативные правовые акты были незаконно применены в отношении меня судами общей юрисдикции в конкретном деле об административном правонарушении. Также я являюсь субъектом отношений, регулируемых этими нормативными правовыми актами. Далее я более подробно указываю свои доводы.

1. По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям от 20.07.2017 г., Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила провести проверку обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации. Прокуратура Республики Татарстан дала задание № 21-13-2017 от 25.09.2017 г. проверить, в частности, исполнение общеобразовательными организациями (школами, лицеями, гимназиями) требований законодательства об образовании при утверждении учебных планов на 2017-2018 учебный год, в том числе ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе проверить: изучение государственных языков республик Российской Федерации, факты изучения государственных языков республик Российской Федерации в ущерб изучению русского языка, количество часов, отведенное образовательными организациями на изучение русского, татарского и родного языков в разрезе 1-11 классов.

2. По итогам повторной проверки в отношении МАОУ СОШИ «СОлНЦе», 11 декабря 2017 г. прокуратура Вахитовского района г. Казани вынесла постановление о возбуждении в отношении меня производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57. КоАП РФ (нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций).
12 марта 2018 г. мировой судья судебного участка № 5 по Московскому судебному району г. Казани вынесла в отношении меня постановление по делу об административном правонарушении № 5/5-134/2018 и привлекла меня к административной ответственности (штраф 10 000 рублей) за якобы совершенное мной правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 5.57. КоАП РФ.
Мировой судья мотивировала свое постановление, в частности, следующим:
«Кроме того, из анализа сводного недельного расписания занятий МАОУ СОШИ «СОлНЦе» на период с 13.11.2017 по 19.11.2017, следует, что в нарушение положений ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г N 1897, приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», обязательными учебными предметами для изучения в 5-11 классах школы являются предметы «Татарский язык» и «Татарская литература». Данные учебные предметы не предусмотрены федеральными нормативными актами, в федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах основного общего образования они отсутствуют.

В ходе мониторинга сайта МАОУ СОШИ «СОлНЦе» www.edu.tatar.ru/vahit/pagel408019.htm на период с 27.11.2017 по 03.12.2017, на период с 04.12.2017 по 11.12.2017, выявлены аналогичные нарушения действующего законодательства: обязательными учебными предметами для изучения в 5-11 классах школы являются предметы «Татарский язык» и «Татарская литература»; в 5-7 классах предусмотрено существенно меньшее количество часов для изучения предметов «Русский язык» и «Литература».

В силу ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее — ФЗ «Об образовании в РФ») в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413, в обязательных предметных областях содержатся: «русский язык» и «литературное чтение», «родной язык» и «литературное чтение на родном языке», «иностранный язык».

При наличии вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к убеждению о достаточности доказательств вины директора МАОУ СОШИ «СОлНЦе» Шмакова П.А. в совершении административного правонарушения.»
Далее, 23 мая 2018 г. Московский районный суд г. Казани вынес решение по делу № 12-423/18 по моей жалобе на вышеуказанное постановление мирового судьи, оставив постановление мирового судьи без изменения, мою жалобу – без удовлетворения.
Вышестоящий суд мотивировал свое решение абсолютно так же, как и мировой судья, дословно повторив вышеуказанные мотивировки мирового судьи.

3. Согласно оспариваемому мной пункту 19.3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22.03.2010 г. № 12):
— учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения;
— обязательные предметные области приведены в таблице: русский язык и литература; родной язык и литературное чтение на родном языке …
Согласно оспариваемому мной пункту 18.3.1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897; опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28.02.2011 г. № 9):
— учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
— в учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература (русский язык, литература); родной язык и родная литература (родной язык, родная литература) …
Согласно оспариваемому мной пункту 18.3.1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413; опубликован в «Российской газете» от 21.06.2012 г. № 139):
— учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
— формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей: «Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы: «Русский язык», «Литература» (базовый и углубленный уровни); Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы: «Родной язык», «Родная литература» (базовый уровень и углубленный уровень) …
Таким образом, в вышеуказанных отдельных положениях нормативных правовых актов Минобрнауки России отсутствует указание на государственные языки республик Российской Федерации, как на обязательные предметные области и учебные предметы для формирования учебных планов организаций, осуществляющих образовательную деятельность (см. приложения 5, 6 и 7 к настоящему иску).

4. Между тем, такая неполнота вышеуказанных отдельных положений нормативных правовых актов Минобрнауки России, которые были применены в отношении меня в конкретном деле об административном правонарушении, не соответствует нормативным правовым актам, которые имеют большую юридическую силу (на что я как раз указывал суду общей юрисдикции при разбирательстве по этому делу).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 68 Конституции Российской Федерации:
«2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.»
Согласно пункту «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации:
«1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
… е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; …»
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации:
«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.»
При этом, согласно пункту 2 статьи 26.1. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:
«2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.»
Согласно пункту 1 и подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
«1. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). …
2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
… 13) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; …»
Согласно статье 4 Конституции Республики Татарстан:
«1. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Республика Татарстан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Татарстан, изданным по предметам ведения Республики Татарстан, действует нормативный правовой акт Республики Татарстан.»
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан:
«1. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

… (В приложении — полный текст, скачать)