Российская школа начала XXI века — бежит вперед, вдогонку за передовыми школами Европы и США. Берем, заимствуем, перенимаем все без разбора. Ездим в Финляндию — якобы перенимать передовой образовательный опыт. Обучаем весь народ Татарстана по плохим учебникам татарскому (а сейчас быстро-быстро увольняем сотни учителей. Дескать, не нужен в Татарстане татарский, а в Башкирии — башкирский). Платим гигантские деньги специалистам из Сингапура — пусть обучат наших учителей (неважно, что менталитет жителей Сингапура и наш менталитет — как небо и Земля). Внедряем ювенальную юстицию. Возвращаем в школьную программу астрономию…

…В целом, конечно, школа консервативна и меняется медленно. Известна фраза Наполеона III, произнесенная после очередного плебисцита во Франции:

«Не важно, как проголосуют, а важно то, как посчитают».

По-прежнему избирательные участки в школах — это верный путь к тому, чтобы проголосовали так, как надо. Но князь Кропоткин когда-то гениально подметил:

«Люди лучше учреждений».

Наша школа благодаря миллионам быстро меняющихся и быстро взрослеющих детей меняется к лучшему. И еще через несколько раз по десять лет школа станет заметно лучше. «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

О будущем российской школы и о том, чем она отличается от себя вчерашней