Итоги этого учебного года привели сначала педсовет и родителей, а потом и меня к выводу: нашим детям невыстраданная свобода не нужна, привет Дане и Роме 9-18, Саше и Исламу 9-17, отъездом доказавшим этот тезис. Ярко и убедительно о необходимости строгого порядка сказал талантливый и прекрасный Антон, 11-18.Результатами в учебе продемонстрировали нам это Карим 8-17, Лева 9-18 и Никита 11-18. Отношением к нравственности, к правде и лжи показали это Диана, Андрей, моя Настенька и мама Арины 9-18. Да, в общем-то, и другие 9-классники и их родители в течение всего года показывали мне то, что свобода, за которую не боролись, данная свыше, означает вседозволенность и безнравственность.

Словами и действиями, отношением к учебной дисциплине, много лет доказывали мне необходимость в ограничениях свободы гениальный учитель математики Юрий Н., молодые гуманитарии Роман В. и Григорий С. О том же говорят и потрясения в нашей республике, когда многим татарам не сильно дорог язык отца и матери. Важна свобода выбирать для изучения чужой английский или дополнительные часы русского, важного для ЕГЭ и университета, вместо родного языка. «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». В нынешнем учебном году начнем со следующего. 

1. Не менее раза в неделю, в день линейки, дети должны будут приходить в строгой форме, белый верх, черный низ. 
2. Выход за пределы школы будет ограничен, прежде всего, для 10-11. 
3. Одна 40-минутная перемена трансформируется в две 20-минутных. 
4. Отменяется свободное посещение 11-классников (за исключением конкретных периодов подготовки талантливых к олимпиадам республиканского и выше уровней). 
5. Вводится обязательное посещение 2 кружков, профильного и непрофильного, с отчетностью за четверть/полугодие малышам/старшим.

Я долго не прислушивался к мудрым Алексею Робертовичу и Анне Борисовне. Мне-то самому свобода нужна, как воздух. Что ж, мы все разные, и важно умение учиться на ошибках. 

(В приложении — о борьбе с ветряными мельницами в Лобачевке) https://www.kazan.kp.ru/daily/26115/3009988/