Бывают разные школы, а бывают — авторские. И в Казани тоже есть одна такая. Вернее, была. Потом её не стало, и вот она снова есть. Но расскажу по порядку, хотя порядка в такой школе как раз обычно не бывает — сплошной художественный беспорядок. Из которого вырастают, впрочем, необыкновенные ученики. 

Лет двадцать назад на волне перестройки в России начали появляться школы с установками не на классическое образование, а на расширенное, по школьной программе, но с углублениями. В таких школах, названных авторскими, существовали разные факультативы, кружки и тесное сотрудничество с научными центрами. То есть, это были школы для увлечённых детей. Появилась такая школа и в Казани, автор её Павел Шмаков, физик-математик по образованию, горел идеей создать место, где увлечённые наукой или искусством дети могли бы учиться и реализовывать идеи. Получился Академический колледж при КГУ. На пару лет раньше и также при участии Шмакова возникли экспериментальная школа-лицей № 1 и очно-заочная школа наук при университете. Молодые математики, педагоги-новаторы, друзья, объединённые работой в летнем математическом студенческом лагере «Квант»: Игорь Григорьев, Владимир Фалин, Павел Шмаков возглавляют эти новые школы при университете, ориентированные на инновационные образовательные программы. 

Я окончила колледж в 1998 году. Нас набирали из сильно увлечённых «белых ворон», юных пиротехников и изобретателей, мечтателей и вундеркиндов. Но не по степени одарённости, а по степени увлечённости. А чтобы попасть в колледж, надо было ещё доказать, что тебе это нужно. Так, я оформила огромную, в полстены третьего этажа физфака КГУ, газету на тему варваризмов из французского с картинками. Мой одноклассник в десятом классе изобрёл швартово-отбойное устройство для барж. Одиннадцатиклассник Митя Мартынов переводил с китайского. Кто-то изучал лекарства от рака, кто-то языки программирования. Мы писали исследовательские работы, у нас был такой урок, как проектирование. Какая ещё школа могла похвастаться возможностью неформального общения с учителями, или тем, что дети после уроков подолгу не расходятся и обсуждают на факультативах права человека? Мы выигрывали в конкурсах авторских школ России, олимпиадах, ездили по обмену в Америку и принимали у себя иностранцев. 

Закрыли колледж вначале двухтысячных, тогда начался период подравнивания школ под единый государственный стандарт. Лицеи объединили, уничтожив экспериментальную часть. Инновационность была утрачена, и колледж стал обычной элитарной школой, дающей хорошее образование. За приличные деньги. Это означало полную реконцепцию. Павел Шмаков был вынужден покинуть город и уехал в Финляндию. Григорьев (бывший директор ЭШЛ № 1) остался преподавателем в обновлённом лицее, организовав в новой школе кружок «Космические разведчики». 

Прошло одиннадцать лет. Недавно нас, бывших колледжан, обошла новость: Шмаков вернулся. Казанские градоначальники нашли его, лучшего учителя финской школы в Хельсинки, сделавшего карьеру и завоевавшего любовь финских детей организацией олимпиад и математических конкурсов. И вернули на родину. Так что с сентября у лицея на улице Рахматуллина новый директор. 

И мы снова пришли в колледж, но уже для того, чтобы делиться знаниями. Как сказал Алексей Коннов, выпускник 1997 года, справедливость восстановлена и мы дружны принять участие в жизни лицея, поделиться с детьми тем импульсом, что был нам дан в колледже. Он будет вести социологические занятия. Айрат Бик-Булатов будет читать желающим историю кино и знакомить с тележурналистикой. Анна Павлова предложила занятия по психологии и арт-терапию. Свой кружок по казановедению хочу создать в лицее и я. Посмотрим, запишется ли кто из ребят на наши бесплатные факультативы. Могу сказать только, что каждый колледжанин в той атмосфере, что у нас была, становился личностью. Среди выпускников Академического колледжа при КГУ — писатель-сценарист Денис Осокин, ставший известным после выхода его книги «Овсянки», Дмитрий Мартынов, в ближайшем будущем молодой доктор наук, специалист по Китаю и конфуцианству, тележурналисты Денис Шишканов, Анвар Мингазов, Мария Штейн, программист, чемпион мира по программированию Руслан Гильфанов. И многие, многие учёные, культурологи и предприниматели. 

Нельзя сказать, что все сейчас кинутся возрождать казанский колледж. Но попробовать из скучной школы сделать живую, полную любознательных детей, хотелось бы. Разумеется, осторожно предлагая им расширить горизонты и не сосредоточиваться только на результатах. Ходить в музеи, посещать лаборатории, издавать книги, пробовать самостоятельно создавать красоту. Ведь что может быть интереснее, когда тебе тринадцать-пятнадцать лет? 

Журнал «Казань», №10, 2011 
Олеся Балтусова