Тем, кому интересно, как трудно восходило СОлНЦе
Ксения Балберова

15 января 2016 года 58-летнего директора школы Павла Шмакова вызвали в прокуратуру «для дачи объяснений и решения вопроса» «о возбуждении административного производства» из-за отсутствия столовой. Однако с декабря он находится в отпуске в Финляндии, где жил и работал все тусклые нулевые годы.
Почему Финляндия? Дело в том, что в «лихие» девяностые Павел Анатольевич не только возглавлял Академический колледж в Казани, но и был депутатом горсовета, конфликтовал с властями, был уволен. В 2011 году новый мэр пригласил его возглавить лицей при федеральном университете, но вскоре Шмаков затеял борьбу с коррупцией и вновь лишился службы. Коллектив раскололся надвое, Павел Шмаков создал новую школу для интеллектуально одаренных детей, но противостояние с властями не закончилось. 

Школу СОлНЦе закрывали решениями судов, долго не давали лицензии. От закрытия школу спасли активные ученики и их родители: митинговали, ремонтировали школу за свой счет. Мэрия выделила 13,3 млн руб. на ремонт, но этих денег не хватило на ремонт всего здания. 

Олеся Балтусова, помощник президента Республики Татарстан, ученица Павла Шмакова, прокомментировала ситуацию для нашей газеты так: «По имеющейся информации, в следующем строительном сезоне, в мае-июне, будут рассматривать предложения по реконструкции, ремонту обоих зданий и пристрою во дворе. Тогда будут определены средства на ремонт и реконструкции, вопрос рассматривают в кабинете министров. Раньше мы ничего не решим».
Среди учеников П. А. Шмакова есть немало известных людей, назовем лишь несколько имен: 

Олеся Балтусова — помощник президента Республики Татарстан. 
Руслан Гильфанов — чемпион мира по программированию в конкурсе Imagine Cup 2005 года (командный зачет). 
Денис Осокин — прозаик, поэт и сценарист, лауреат премий «Дебют», «Ника», сценарист фильма «Овсянки» (5 призов на 67-м Венецианском кинофестивале). 
«Выстоим ли мы — зависит от поддержки родителей и СМИ» 
Мы задали Павлу Анатольевичу несколько вопросов. 

— В чем, с точки зрения прокуратуры, состоит административное правонарушение? 

— Нарушение в том, что у нас для пяти детей, проживающих в интернате, еще не построили столовую. Ее построят через пару лет. В лучшем случае. Эскизный проект пристроя уже утвержден на градсовете и на комиссии при президенте Республики Татарстан. Это было очень трудно. Но денег еще Республика не выделила… 

— Школе СОлНЦе предстоят новые проверки госслужб? 

— Проверок Роспотребнадзора уже было две в этом учебном году. Первая — когда мы их просили вывести крыс. Так не вывели, а нас и оштрафовали. А вторая — по поводу отсутствия столовой. Предстоят проверки Рособрнадзора и Роспожнадзора. Выстоим мы или нет — реально зависит от поддержки родителей, СМИ, от того, удастся ли достучаться до президента Республики Татарстан. Потому как с достижениями этого года всё хорошо. Наш ученик Никита Алкин взял золото Международной олимпиады по биологии. Наша школа лучшая по ЕГЭ по математике этого года. Сейчас у нас свыше 30 призеров и победителей олимпиад на 120 учеников, т. е. каждый четвертый… Да и много всего другого. А вот детей «по звонку» мы не берем… 

— В 1997-м году Вас пытались уволить, а в 2000-м все-таки уволили с поста директора Академического колледжа. Как это связано с Вашей деятельностью в качестве депутата Казанского горсовета? 

— Связь, конечно, есть. Именно тогда формировались новые посткоммунистические группы влияния на реальную политику. Я был одним из четырех сопредседателей демократической фракции, самой сильной в горсовете столицы Татарстана. 

— В чем заключалась эта деятельность? Чего Вы добились? 

— Я год был рядовым депутатом. Весь первый год из пяти депутатских я создавал Постоянную комиссию по социальной защите, милосердию и благотворительности. Когда основная подготовительная работа была проделана, я собрал письменные замечания к этой идее более чем у 100 депутатов и создал программу деятельности, удалось поставить вопрос о комиссии на поименное голосование. 113 человек было за, несколько человек (и среди них тогдашний мэр Исхаков) были против. Меня выбрали председателем этой комиссии, и я вошел в президиум Горсовета. Тогда я и узнал всю «кухню»: как во власти принимаются решения. А в комиссии мы создавали первые ночлежки и бесплатные столовые, начали думать о бомжах и о хосписах, о детских домах… 
Восход СОлНЦа 
— Наша школа основана на концепции работы с интеллектуально увлеченными детьми. Есть знаменитая в Москве школа «Интеллектуал». Или школа № 239 в Питере, лицей № 31 в Челябинске. Много красивых школ, которые собирают сливки. У нас принципиально другой подход. Мы ищем не тех, кто может, а тех, кто хочет, — рассказывает Павел Анатольевич. 

Как сказано на сайте школы www.shkolasolnce.ru, ее миссия — «подготовка нового поколения школьников, основными отличительными чертами которых являются интеллектуальная увлеченность, когнитивная сложность, стремление нестандартно перерабатывать информацию; интенсивная творческая активность, высокая целеустремленность». То есть дело не столько в таланте, сколько в неравнодушии. Концепция взялась не из воздуха: директор школы и сам влюблен в свое дело и передает эту любовь воспитанникам, их родителям и преподавателям. 

Чтобы попасть в школу СОлНЦе, нужно сдать три экзамена: математику, русский и, как это ни странно звучит, любимый предмет. Экзамены принимают восемь раз в год, можно пересдавать их, причем учитывается лучший результат. 

По словам Шмакова, математика и русский присутствуют в перечне вступительных испытаний исключительно из-за ЕГЭ, вещи трудной, но преодолимой: 

— Похожим образом сдают на права. Может сдать и прекрасная блондинка, у которой в голове пусто. Но ведь она будет два месяца сидеть и учить. В конце концов, за рулем очень много глупых людей, но они умеют водить машину и среди них много нормальных водителей. Если ты делаешь что-то принципиально не очень сложное, если ты стараешься, то в конце всё сделаешь. Так же поступают и к нам. Поступить может любой, надо просто поработать. 

А любимым предметом может быть всё что угодно: кто-то изучает звезды, кто-то наблюдает за муравьями, кто-то любит решать задачи: 

— «Покажи свое любимое дело» — это главный принцип поступления к нам: ищем ребенка, который чего-нибудь хочет. Хоть чего-нибудь. 

В школе не наказывают за опоздания ни детей, ни преподавателей. Ученики младших классов могут учить старших. Заходить в школу на выходных тоже можно. А двоечники, конечно, остаются на второй год, но получают шанс сдать все долги и учиться дальше: 

— К нам поступил мальчик. Не знаю, одарен он или нет, однако у него три двойки в первой четверти. И он фантастически влюблен в историю. Не знаю, что с ним будет, но про свою историю он рассказывает рядом сидящему математику, который терпеть не может историю. Поверьте, примерно через год они оба перестанут ненавидеть эти предметы. 

Павел Шмаков окончил кафедру теоретической ядерной физики МИФИ, больше 30 лет работает в системе школьного образования: преподавал в физматшколе, в Академическом колледже при Казанском госуниверситете, одиннадцать лет провел в Финляндии, вел занятия по физике, математике, химии в финских школах. Всё это время он ищет свою собственную школьную модель. 

— Наша школа принципиально живет по своим законам. И не по русским, и не по финским. В вальдорфской системе, скажем, школой управляет коллегия учителей. Нет чиновника, директора, который руководит школой. Я не говорю, что это плохо, но наша система, по-моему, лучше. У нас из 35 учителей треть — завучи, у каждого из них — от 0,1 до 0,7 ставки заместителя директора. Один учитель занимается только электронными журналами или только олимпиадами. Это наша школа, мы вместе ею руководим. Наш принцип такой: ты что-то делаешь, получаешь за эту какую-то зарплату, но самое главное — ты учитель, ты учишь детей. 

В школе всегда кипит жизнь: то камерный репетирует хор, то занятия в кружках проходят. Ученики тут могут задержаться надолго после уроков — это в порядке вещей. А для многих СОлНЦе — дом в прямом смысле слова: во втором здании школы расположен интернат, где сейчас проживают шесть детей не из Казани и несколько казанских: те, кому далеко добираться. 

— В Финляндии, скажем, школа — это место, куда дети хотят идти, — проводит параллели Павел Шмаков. — Я помню, к нам в СОлНЦе много раз приходила проверка из прокуратуры, из-за того что в весенние каникулы мы сделали лагерь с ночевкой прямо в школе. В Финляндии такое принято — дети в школе играют на гитарах и весело проводят время. Зачем для этого идти в походы — вот она, твоя родная школа. Хочешь на парту залезай с ногами — кто будет смотреть? Учитель, конечно, остается, но он сам ходит в джинсах, шортах. Это отдых такой. 

Шмаков называет СОлНЦе школой для проснувшихся детей: 

— У меня в 1994 году была ученица Аня Маргулис. Когда ее принимали в Академический колледж, с ней беседовал преподаватель изобретательства Суханов. «А что ты считаешь главным в жизни?» — «То, что бабушка болеет». — «А что ты сделала, чтобы она не болела?» — «Ничего, 
я же маленькая». — «А главное желание твое какое?» — «Чтобы бабушка выздоровела». — «А что ты для этого сделаешь?» — «Наверное, буду книги читать по биологии». В итоге девочка стала микробиологом. Через два года после этого диалога одиннадцатиклассница Аня отправилась 
на международную конференцию. Она изучала штаммы; ими занимались еще две группы — в Гонконге и Штатах. Девочка, 11-й класс. Она понимала свое место в мире. Впоследствии защитила кандидатскую, готовит докторскую. 

Сейчас Анна Маргулис — заместитель директора школы СОлНЦе по учебной работе, правая рука Шмакова. Она также преподает биологию в ЛУНе (Лаборатории увлекательной науки при школе). 

— В каком-то возрасте просыпаются все, и важно, чтобы родители нас поддержали. Когда мне было пять лет, на моей улице был большой-большой камень. Я спрашивал, что это за камень, но никто не объяснял. Если бы объяснили — может, геологом бы стал. Каждый ребенок в каком-то возрасте начинает задавать вопросы. Нужно на них отвечать. Не учить его впрок, как это делают в школе, а отвечать, когда спрашивает ребенок. Так и мы делаем. Мы стараемся поддерживать любые здоровые начинания у детей.