Что было? Что будет?
Поговорим о финской школе

Школу критиковали все и всегда. И будут критиковать все и всегда. Аргументы? Я учился, я знаю. Мой ребенок – что хочу, то и ворочу. Отчасти это верно, но не дальновидно. Жизнь меняется, детей нужно готовить к жизни в сегодняшних и завтрашних реалиях. Родителям полезно знать, что происходит в финской школе, как она меняется, чем отличается от прежней школы.

Изменений – масса! От родителей ждут активности и взаимодействия со школой. Роль учителя и роль ученика изменилась. Оцифровывается все, что может быть оцифровано. Я нарисовала табличку, чтобы родителям было легче представить себе те изменения, которые происходят в школе… (продолжение в приложении). Здесь в ФБ таблицу не создать, поэтому материал написан в Word-e.

Хилма Букарева в группе «Русскоязычные организации в Финляндии», 29 августа в 12:50.

Что было? Что будет?
Поговорим о финской школе

Школу критиковали все и всегда. И будут критиковать все и всегда. Аргументы? Я учился, я знаю. Мой ребенок – что хочу, то и ворочу. Отчасти это верно, но не дальновидно. Жизнь меняется, детей нужно готовить к жизни в сегодняшних и завтрашних реалиях. Родителям полезно знать, что происходит в финской школе, как она меняется, чем отличается от прежней школы.
Изменений – масса! От родителей ждут активности и взаимодействия со школой. Роль учителя и роль ученика изменилась. Оцифровывается все, что может быть оцифровано. Я нарисовала табличку, чтобы родителям было легче представить себе те изменения, которые происходят в школе. Если встретите непонятные термины, погуглите и поищите более подробную информацию по отдельной теме.

Что было?

Что стало или будет очень скоро

Во главе угла – учитель

Во главе угла – ученик и взаимодействие с ним

Классы, ученики за партами, постоянство

Обучающая среда, смена рабочих зон, открытые пространства, среда постоянно меняется в зависимости от целей обучения, работа идет индивидуально и в группах

Учебники

Гаджеты, учебники, интернет (тексты, аудио, видео)

Новый материал учитель преподносил в классе, школьники выполняли домашние задания

Комбинирование традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования


Перевернутый класс (используется в основном в старших классах, гимназиях и вузах) – это такая модель, в которой подача материала и организация домашних заданий «перевернуты с ног на голову». Школьники, студенты смотрят дома короткие видео-лекции, слушают подкасты, читают, а в классе выполняют задания по теме (часто в парах, группах), обсуждают проекты, дискутируют по теме, закрепляют изученное. Учитель на уроке увидит, как усвоен материал. И поможет ученику, если тот не смог усвоить его сам

Учеба в одиночку

Учеба в коллективе, классы могут быть смешанными. Проектное обучение

Считалось, что главная задача педагога – ознакомить учащихся с фактами, законами наук, принципами и правилами, которые им следует заучить. Обучение фактам, правилам и принципам происходило путем рассказа и объяснения. Чтение и слушание были главными каналами получения знаний. При этом само знание понималось как собрание фактов, положений, теорий и концепций

Обучение как подражание. Мы учимся в действии. Модель: мастер – ученик. Навыки нужно тренировать. При таком обучении происходит овладение практическими навыками, понимание происходит само собой. Объяснение как метод обучения используется редко. Знания «вырастают» из навыков. Задействуются все каналы информации.
Обучение как процесс формирования мышления. Исследовательский подход в обучении: изучение явлений, наблюдения, исследования, тематические проекты

Предметное обучение

Изучение явлений, границы предметов размыты

Работа учителя была индивидуальной

Работа учителя становится более коллективной, важно сотрудничать с учениками, коллегами (межпредметные связи) и родителями

Оценивание знаний учеников с помощью контрольных работ, экзаменов и оценок

Оценивание знаний учеников с помощью контрольных работ, оценок, а также интерактивных тренировочно-контролирующих упражнений, с помощью отзывов (учителя, других учеников, самого ученика), дневников, блогов, подкастов, ментальных карт и др. Рефлексия (самопознание, анализ своих знаний, эмоций, состояний и пр.)

Обучение формальное – в школе

Помимо школы есть онлайн-обучение, музеи, программы и пр.

Самостоятельная учеба. Все это вместе называется неформальное обучение

Мононациональная школа

Многонациональные школы и межкультурный диалог, границы государств прозрачны

Учитель диктовал, как надо учиться

Учитель – наставник, помощник, консультант, координатор работы ученика, фасилитатор. Ученик сам выстаивает обучение в зависимости от целей, к которым стремится (а это трудно, ребенка этому еще нужно научить, замотивировать, если нет своей мотивации)

 

Изменение поведенческой культуры: развитие критического мышления

 

Развитие эмоционального интеллекта

Темп задавал учитель

Ученики работают в своем темпе

Учитель «вкладывал» знания в ученика

Учитель помогает, ученик учится сам. Ученики учат друг друга. Нельзя научить, можно только научиться

 

Самоконтроль, саморегуляция, самовоспитание, самосовершенствование.

Закончил школу и вуз – специалист на всю оставшуюся жизнь

Обучение на протяжении всей жизни

 

Какова роль родителей в сегодняшней школе? Главная ответственность за ребенка по-прежнему лежит на родителях, школа помогает им в воспитательной работе, поскольку воспитание и образование разделить нельзя. Сотрудничество и равноправное партнерство со школой – вот цель, к которой стоит стремиться родителям. Интересуйтесь тем, что происходит в школе, в классе, поддерживайте мотивацию ребенка к учебе. Ходите на родительские собрания, вникайте, обсуждайте с учителем те важные темы, которые касаются ребенка. О серьезных изменениях дома (например, тяжелые заболевания близких, развод родителей) учитель должен знать. Школа несет ответственность за то, чтобы каждому ребенку в школе была обеспечена «безопасная среда», гласит закон. В школах работают куратор, психолог, в сложных ситуациях просите их помощи. Пусть уроки ребенок делает сам, рюкзак собирает сам. Школа – это его ответственность. Пусть совершает свои ошибки и исправляет их, если потребуется – с вашей помощью. У детей и подростков все в жизни меняется молниеносно. Вчера парочка одноклассников конфликтовала, а сегодня это уже друзья. Старайтесь видеть возможности, а не преграды на пути.


Новая система образования – это проект, который может быть как правильным, так и ошибочным. Поживем – увидим, но паровоз уже на рельсах, пыхтит, иногда буксует и потихоньку движется вперед.