Что было? Что будет?
Поговорим о финской школеШколу критиковали все и всегда. И будут критиковать все и всегда. Аргументы? Я учился, я знаю. Мой ребенок – что хочу, то и ворочу. Отчасти это верно, но не дальновидно. Жизнь меняется, детей нужно готовить к жизни в сегодняшних и завтрашних реалиях. Родителям полезно знать, что происходит в финской школе, как она меняется, чем отличается от прежней школы.
Изменений – масса! От родителей ждут активности и взаимодействия со школой. Роль учителя и роль ученика изменилась. Оцифровывается все, что может быть оцифровано. Я нарисовала табличку, чтобы родителям было легче представить себе те изменения, которые происходят в школе… (продолжение в приложении). Здесь в ФБ таблицу не создать, поэтому материал написан в Word-e.
Хилма Букарева в группе «Русскоязычные организации в Финляндии», 29 августа в 12:50.
Что было? Что будет?
Поговорим о финской школе
Школу критиковали все и всегда. И будут критиковать все и всегда. Аргументы? Я учился, я знаю. Мой ребенок – что хочу, то и ворочу. Отчасти это верно, но не дальновидно. Жизнь меняется, детей нужно готовить к жизни в сегодняшних и завтрашних реалиях. Родителям полезно знать, что происходит в финской школе, как она меняется, чем отличается от прежней школы.
Изменений – масса! От родителей ждут активности и взаимодействия со школой. Роль учителя и роль ученика изменилась. Оцифровывается все, что может быть оцифровано. Я нарисовала табличку, чтобы родителям было легче представить себе те изменения, которые происходят в школе. Если встретите непонятные термины, погуглите и поищите более подробную информацию по отдельной теме.
Что было? |
Что стало или будет очень скоро |
Во главе угла – учитель |
Во главе угла – ученик и взаимодействие с ним |
Классы, ученики за партами, постоянство |
Обучающая среда, смена рабочих зон, открытые пространства, среда постоянно меняется в зависимости от целей обучения, работа идет индивидуально и в группах |
Учебники |
Гаджеты, учебники, интернет (тексты, аудио, видео) |
Новый материал учитель преподносил в классе, школьники выполняли домашние задания |
Комбинирование традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования
|
Учеба в одиночку |
Учеба в коллективе, классы могут быть смешанными. Проектное обучение |
Считалось, что главная задача педагога – ознакомить учащихся с фактами, законами наук, принципами и правилами, которые им следует заучить. Обучение фактам, правилам и принципам происходило путем рассказа и объяснения. Чтение и слушание были главными каналами получения знаний. При этом само знание понималось как собрание фактов, положений, теорий и концепций |
Обучение как подражание. Мы учимся в действии. Модель: мастер – ученик. Навыки нужно тренировать. При таком обучении происходит овладение практическими навыками, понимание происходит само собой. Объяснение как метод обучения используется редко. Знания «вырастают» из навыков. Задействуются все каналы информации. |
Предметное обучение |
Изучение явлений, границы предметов размыты |
Работа учителя была индивидуальной |
Работа учителя становится более коллективной, важно сотрудничать с учениками, коллегами (межпредметные связи) и родителями |
Оценивание знаний учеников с помощью контрольных работ, экзаменов и оценок |
Оценивание знаний учеников с помощью контрольных работ, оценок, а также интерактивных тренировочно-контролирующих упражнений, с помощью отзывов (учителя, других учеников, самого ученика), дневников, блогов, подкастов, ментальных карт и др. Рефлексия (самопознание, анализ своих знаний, эмоций, состояний и пр.) |
Обучение формальное – в школе |
Помимо школы есть онлайн-обучение, музеи, программы и пр. Самостоятельная учеба. Все это вместе называется неформальное обучение |
Мононациональная школа |
Многонациональные школы и межкультурный диалог, границы государств прозрачны |
Учитель диктовал, как надо учиться |
Учитель – наставник, помощник, консультант, координатор работы ученика, фасилитатор. Ученик сам выстаивает обучение в зависимости от целей, к которым стремится (а это трудно, ребенка этому еще нужно научить, замотивировать, если нет своей мотивации) |
Изменение поведенческой культуры: развитие критического мышления |
|
Развитие эмоционального интеллекта |
|
Темп задавал учитель |
Ученики работают в своем темпе |
Учитель «вкладывал» знания в ученика |
Учитель помогает, ученик учится сам. Ученики учат друг друга. Нельзя научить, можно только научиться |
Самоконтроль, саморегуляция, самовоспитание, самосовершенствование. |
|
Закончил школу и вуз – специалист на всю оставшуюся жизнь |
Обучение на протяжении всей жизни |
Какова роль родителей в сегодняшней школе? Главная ответственность за ребенка по-прежнему лежит на родителях, школа помогает им в воспитательной работе, поскольку воспитание и образование разделить нельзя. Сотрудничество и равноправное партнерство со школой – вот цель, к которой стоит стремиться родителям. Интересуйтесь тем, что происходит в школе, в классе, поддерживайте мотивацию ребенка к учебе. Ходите на родительские собрания, вникайте, обсуждайте с учителем те важные темы, которые касаются ребенка. О серьезных изменениях дома (например, тяжелые заболевания близких, развод родителей) учитель должен знать. Школа несет ответственность за то, чтобы каждому ребенку в школе была обеспечена «безопасная среда», гласит закон. В школах работают куратор, психолог, в сложных ситуациях просите их помощи. Пусть уроки ребенок делает сам, рюкзак собирает сам. Школа – это его ответственность. Пусть совершает свои ошибки и исправляет их, если потребуется – с вашей помощью. У детей и подростков все в жизни меняется молниеносно. Вчера парочка одноклассников конфликтовала, а сегодня это уже друзья. Старайтесь видеть возможности, а не преграды на пути.
Новая система образования – это проект, который может быть как правильным, так и ошибочным. Поживем – увидим, но паровоз уже на рельсах, пыхтит, иногда буксует и потихоньку движется вперед.
Комментарии: