«В целом считаю: чем больше независимости в школе, тем лучше.

Понимаю все риски, с этим связанные: сначала хаос и анархия. Но только так можно чему-то научиться. Конечно, придется сразу менять всю систему подготовки, на всех уровнях — в педвузах, систему переподготовки. Но я знаю достаточно людей, которые готовы этим заняться, если их позовут. Больше разнообразия, разных школ, с разными уклонами — языковым, математическим, физкультурным, с играми на флейте, больше курсов по выбору, по крайней мере, в старших классах…

Я большой сторонник англосаксонской системы образования, которую все мы знаем по «Гарри Поттеру»: до определенного момента все предметы обязательны и детей не переутомляют, а в последних классах они выбирают предметы, по которым будут сдавать экзамены и подавать документы в университет. Выбирают три-четыре предмета и вгрызаются в них. А что у нас? «Литература развивает душу, а математика мозг». А в сумме мы [детей] заваливаем [лишней информацией].

Знания, конечно, нужны. Другой вопрос — сколько их нужно и каких. Мы, безусловно, даем очень много ненужных знаний. Я с содроганием вспоминаю разговор с одной дамой, которая принимала вступительные экзамены по истории в Московский университет. Она сказала: дети должны знать все факты по истории России, потому что это их Родина. Сергей Михайлович Соловьев написал «Историю России» в 28 томах, и читать ее нелегко, но боюсь, даже там изложены не все факты. Дело не только в традиционности школы — это у нас в крови, мы все любим говорить: «Как так! Он не знает вот этого! Он эту книгу не читал, какой позор!»

«Большинство рассматривает школу как тюрьму»
Заслуженный учитель России,
преподаватель истории московской гимназии № 1567
Тамара Эйдельман.