1. ПОДДЕРЖКА. Необходимо поддерживать в ребенке то доброе и хорошее, что ОН САМ в себе ценит. Верить в ребенка. В отличие от взрослого, у малыша от ”хочу” до ”могу” – всегда преодолимое расстояние. Много хвалить – за дело – и детей, и учителей. Восхищаться, сверх всякой меры, светлыми их качествами и поступками. Недохвалить – плохо, перехвалить – не страшно.

2. РАСТИ НАД СОБОЙ. Важнее побеждать сегодня себя — вчерашнего. Это важнее, чем побеждать других на олимпиадах и в соревнованиях. Победа над собой всегда радость. Победа над соперником – боль проигравшего.

3. ЛЮБИТЬ Ставить честные оценки, быть честным и справедливым в оценивании результатов по-настоящему, по-взрослому, при этом не ругая детей. Ребенка надо любить любым, в том числе в неудачах и в проигрышах.

4. РАСТИТЬ МАСТЕРА. В российской школе не любили «троечников». «Тройку» надо было «исправить» на «четверку». В нашей школе важно иметь «пятерки». Для нас лучше иметь «5» и «3», чем «4» и «4». Надо воспитывать «мастера», профессионала. В России всегда ценился «левша», который мог блоху подковать.

5. НЕЛЬЗЯ ОТЧИСЛЯТЬ. Можно долго искать «своего» ребенка. Но, найдя, нельзя его бросать. Ребенка НЕЛЬЗЯ ОТЧИСЛЯТЬ из школы. Мама ВСЕГДА любит своего ребенка, что бы он ни совершил. Мне верится, что настоящая любовь – это навсегда. С ребенком нельзя «развестись», как с нелюбимым супругом. Развод означает, по-моему, то, что любви не было. А я люблю своих детей. И наша школа СОлНЦе любит своих учеников.

6. ДАВАТЬ ПРАВО ВЫБОРА. Так же, как мы имеем право выбирать врача, так надо иметь право на выбор учителя. Детям надо давать право выбора уровня изучения предмета. Дети должны выбирать, в чем ходить в школу. При этом важно не оскорблять своим видом другим, не мешать другим учиться. К примеру – слишком короткая юбочка отвлекает одноклассников. Нестиранная одежда мешает сосредоточиться на учебе. Дорогие украшения могут породить зависть…

7. БЫТЬ РЯДОМ С РЕБЕНКОМ. Мой учитель, создатель Школы самоопределения, Александр Тубельский однажды сказал мне, что в конфликте взрослого и ребенка он всегда будет на стороне ребенка. ”А если ребенок неправ?” — спрашиваю Александра Наумовича. ”Так он же маленький…” Полностью поддерживаю этот принцип. Важно в проблемной ситуации БЫТЬ РЯДОМ с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать…

8. УВАЖАТЬ РОДИТЕЛЕЙ. Надо быть хорошо знакомым с родителями ребенка. Надо предусматривать ситуацию, что делать, если у родителей и у школы – разная педагогическая позиция. Нельзя рвать ребенка в разные стороны. К примеру, я считаю важным, чтобы все дети в республике, хотя бы в небольшой мере, но обязательно учили татарский язык. А если родители считают иначе? Мы не обязываем ребенка делать это. Мы создаем условия, когда учить татарский приятно. Без домашних заданий. С пением татарских песен. С приготовлением чак-чака. И, когда ребенок сам захочет на урок татарского – это хорошо. А для родителей обычно СЧАСТЬЕ его ребенка важнее, чем его взрослая точка зрения.

9. НЕ БОРОТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. Не стоит напрямую бороться с неправильными, с нашей точки зрения, привычками ребенка. Важно дать альтернативу. Когда дети в лицее Лобачевского много курили, я поставил в холл первого этажа 10 больших и красивых шахматных столиков. Все входили через этот интеллектуальный клуб – и выходили. И если раньше сбегали с уроков – курить, то теперь стали с нелюбимых уроков сбегать – играть в шахматы. Это лучше. Но это и повод задуматься о качестве некоторых учебных занятий. Когда обнаружил, что дети в сетях много разговаривают матом – попросил талантливую школьницу сделать на эту тему исследование. Девочка посчитала, сколько в ее бывшей школе за 15 минут перемены дети скажут слово на букву «х», сколько – на другие буквы. Сколько – там, и сколько – у нас. Проанализировала. Сделала выводы. Интерес к ее докладу на научной конференции школьников был большим. А интерес к мату уменьшился.

10..ЖИТЬ С ДЕТЬМИ В ЧЕСТНОСТИ И В СВОБОДЕ. Ребенок должен расти в честности и в свободе. Если хотеть, чтобы ребенок переодевал вторую обувь – надо
переодевать ее самому. Хотеть, чтобы не курил – не курить самому. Хотеть, чтобы не опаздывал – не допускать и опозданий учителей. Хотеть, чтобы не боялся говорить правду – не наказывать за высказывание собственного мнения, даже если оно мне неприятно. Дети и родители приглашены на наши педсоветы, проблемы обсуждаются открыто. Я критикую – значит, и меня можно критиковать, разумеется, в корректной форме. Свобода – это когда может вырасти и хорошее, и плохое. И я ошибаюсь, и у детей есть право на ошибку.

«Ребенок должен расти в честности и в свободе»

У меня не всегда получается следовать этим принципам. Делаю, что могу и как могу. «Знаете, о чем я мечтал все эти годы? Я мечтал о том, что вдруг откроется дверь, войдут могучие мужики, хлопнут уважительно меня по плечу и скажут: «Молодцы, парни. Вы сделали свое дело. Вы навоевались. Отдыхайте. Теперь наша очередь». Клянусь, я заревел бы как мальчишка. Я рыдал бы от счастья, что все уже кончилось, что я остался жив. Я понял бы, вот она – солнечная победа. А мужики смущенно топтались бы рядом и говорили: «Ну успокойся, все уже позади. Мы все видели. Мы верили, что у вас получится. Мы все сделаем. Все будет хорошо…» Но никто не пришел. Может, и нет никаких могучих мужиков. Похоже, мы остались за старших. И если мы не сделаем, то кто сделает?» Где-то далеко, в Екатеринбурге, за старшего — Евгений Ройзман. Тоже сам уральские авгиевы конюшни разгребает…